Термин "бархатная реприватизация" с легкой руки руководителя ФПГ "Финансгрупп" Олега Шварцмана, давшего год назад сенсационное интервью газете "Коммерсант", прижился. Более того, откровенный рассказ предпринимателя о том, что по заказу чиновников силового блока администрации президента в "добровольно-принудительным порядке" производится скупка предприятий, иллюстрируется рядом последних событий, например, "национализацией" НПО "Сатурн". Процесс вошел в активную фазу, потому что сейчас, по мнению экспертов, когда иностранные инвесторы и резиденты бегут с российского рынка, очень удобное время для приобретения активов. Однако очень похоже на то, что этот "бизнес" ведется не в интересах государства, а в пользу частных лиц, принадлежащих к конкурирующим между собой группировкам.

 

"Сатурн" рукой Путина достать

Шварцман подчеркивал, что он служит только инструментом в руках влиятельных сил. Так вот, оказывается, в некоторых, особо "тяжелых", случаях роль такого инструмента может играть и Владимир Путин. Для госкорпорации "Ростехнологии", которая уже подмяла под себя более 400 предприятий, НПО "Сатурн" оказалось именно таким случаем. Его глава Юрий Ласточкин не разделял планов Сергея Чемезова по включению компании в "Ростехнологии". Ласточкин имел свое видение развития отрасли двигателестроения. Он считал, что единая мощная российская корпорация по производству двигателей (а такая есть в каждой развитой стране) должна быть частной, и НПО "Сатурн" должно стать ее ядром. В пользу последнего говорили успехи предприятия, которое, по мнению Ласточкина, демонстрировало преимущества частной инициативы и предприимчивости и разительно отличалось от государственных "лежащих на боку" предприятий ВПК. Но чиновники не поддержали Ласточкина, мало того, они, как отмечают эксперты, способствовали тому, чтобы на НПО "Сатурн" сложилась кризисная обстановка.

Финансовые проблемы вынудили НПО "Сатурн" подать заявку на увольнение 4000 рабочих, что для градообразующего предприятия, безусловно, очень много. Это послужило формальным поводом к тому, чтобы 2 декабря Владимир Путин с многочисленной свитой прибыл в Рыбинск, где находится предприятие, чтобы дать урок "ручного управления". По сообщениям местных СМИ, высадка десанта была весьма неожиданной даже для региональных властей. О ситуации на предприятии докладывал лично губернатор Ярославской области. Позже премьер огласил свое решение: НПО "Сатурн" будет оказана финансовая помощь в размере 10 миллиардов рублей из резервов ВТБ, но при условии, что корпорация "Оборонпром" (входящая в состав "Ростехнологий") выкупит у частных инвесторов на рыночных условиях их доли.

Что думает руководство НПО "Сатурн", в том числе и генеральный директор Юрий Ласточкин, по поводу происшедшего на заводе, а также, есть ли у руководства желание продать свои акции, никому так и не удалось узнать. Подобные детали не нашли отражения ни в стенограмме проведенного на предприятии совещания, ни в прессе. На наше предложение прокомментировать ситуацию в НПО "Сатурн" не откликнулись.

Что остается делать? Гадать? Некоторые СМИ почему-то решили, что речь идет о продаже всего лишь 13-процентного пакета акций, который смог бы увеличить долю государства в НПО "Сатурн" с 37 до 50 процентов. Однако на сайте корпорации "Ростехнологии" со ссылкой на Интерфакс-АВН приведена совершенно иная информация об условиях планируемой сделки. Якобы за 1,6 миллиарда рублей будут выкуплены 48,76 процента акций НПО "Сатурн", а также 58,65 процента акций Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО), а по завершении выкупа "Сатурн" проведет допэмиссию акций на сумму не менее 3 миллиардов рублей. Это надо понимать так: то же самое будет продано, но уже в два раза дороже.

Секрет такой "крутизны" раскрывает сам текст новости Интерфакса-АВН. Агентство сообщило о том, что председатель ВТБ Андрей Костин, отчитываясь перед Путиным о переводе первого транша кредита в размере 3,5 миллиарда рублей из 11,5 (Путин говорил о 10 миллиардах. Подумаешь, миллиардом больше!) в НПО "Сатурн", напомнил премьер-министру (а то, может быть, тот забыл), что эти договоренности были достигнуты в ходе посещения предприятия. Теперь понятно, кто на самом деле "реальные парни", а кто у них вместо "утюга" работает!

Нестыковочка

Другой случай "бархатной реприватизации" произошел на КамАЗе. Здесь для скупки активов предприятия использовалась не скомпрометировавшая себя контора Олега Шварцмана, а другая вполне уважаемая инвесткомпания "Тройка Диалог". Заказ поступил в 2004 году в расчете на продажу 42 процентов и более акций российского производителя грузовых автомобилей иностранному инвестору. "Тройке Диалог" удалось консолидировать в своих руках контрольный пакет акций (более 54 процентов), принадлежащий ранее менеджменту предприятия. Однако "Тройка Диалог" смогла продать только 10 процентов акций КамАЗа немецкому производителю автомобилей Daimler. То, что организатором этой сделки выступили "Ростехнолгии" и лично Сергей Чемезов, последний не то чтобы не скрывал, а всячески выпячивал. Хотя формально он не является ни основным владельцем предприятия, ни продавцом. Переданный в госкорпорацию "Ростехнологии" 34-процентный пакет акций КамАЗа так и остался при Чемезове.

"Само по себе это знаковое событие в истории российско-германских отношений. Крупный бизнес наших стран выводит сотрудничество между нашими странами на новый, более прогрессивный и более прагматичный уровень", – с пафосом комментировал он сделку. А, в результате, за кого, собственно, можно порадоваться?

Деловая газета Татарстана задалась таким вопросом. Она пишет о том, что за Daimler вряд ли следует радоваться, поскольку особых прав немецкий концерн не приобрел. В декабре Daimler обещал заплатить за пакет акций 250 миллионов долларов, что, по мнению ряда экспертов, в три раза выше текущей рыночной стоимости пакета. Скорее всего, таким образом немецкий концерн отблагодарил российскую сторону за возможность продажи своих автомобилей через дилерскую сеть КамАЗа, а за предоставление мощностей российского завода для сборки немецкого тягача Actros Daimler накинул еще 50 миллионов долларов, которые будут выплачены в 2012 году. Но уживутся ли в берлоге два "медведя"?

За КамАЗ тоже не приходится радоваться. В лучшую сторону для него пока ничего не изменилось: денег от нового владельца он не получил, заказов тоже, а за доступ к технологиям КамАЗу самому придется заплатить. Учитывая обстоятельства, газета делает вывод: можно радоваться только за "Тройку Диалог", которой удалось продать акции по высокой цене.

Однако и это далеко от истины. По словам президента "Тройки Диалог" господина Варданяна, 250 миллионов долларов, которые инвесткомпания получила от сделки, будут направлены на расчеты с финансовыми партнерами, которые помогали ей консолидировать контрольный пакет акций КамАЗа. По оценкам аналитиков, на скупку бумаг КамАЗа "Тройка Диалог" могла потратить до 500 миллионов долларов. Но в самой инвесткомпании никогда не раскрывали ни объема затрат, ни соотношения собственных средств и кредитов, привлеченных под скупку акций. Поэтому, хватит ли 250 миллионов долларов для расчетов с кредиторами, еще неизвестно.

Похоже, что основными выгодоприобретателями от сделки станут неизвестные финансовые партнеры "Тройки Диалога", то есть некие брокерские конторы. Кстати, еще в 2006 году журналистам "Новой газеты" удалось установить, что Сергей Чемезов, а также его супруга Любовь Чемезова – заядлые игроки на бирже. Они являются клиентами брокерской компании "Индекс-ХХ". Их совокупный доход благодаря игре на бирже исчисляется несколькими сотнями миллионов рублей. Владея закрытой внутренней информацией о готовящихся продажах и сделках, Сергей Чемезов вполне мог ею воспользоваться, разумеется, в своих интересах. Так не ради ли собственной выгоды он все это затеял?

Неотомщенный "зуб"

Сейчас "бархатной реприватизацией" никого не удивишь, а год назад откровения Шварцмана произвели на всех сильное впечатление, он даже сравнил себя с Иисусом Христом, который открыл людям глаза. Однако бизнесмен – не артист и не "славой" одной питается. По выражению самого Олега Шварцмана, он – человек "прагматичный", а значит, прежде всего, думающий о деньгах и о делах. А дела после его откровений явно не пошли в гору. Предприниматель был исключен из высшего совета партии "Гражданская сила", привлечен к суду "Рособоронэкспортом" и осужден партнерами по венчурным проектам. Так ради чего Олег Шварцман дал интервью? Попробуем понять. Объективно живописуя происходящие в российской деловой сфере явления, он исказил картину описывая тех, кто за ними стоит.

Так, в его скандальном интервью упоминались два конкретных человека, а именно, нынешний зампред правительства Игорь Сечин, а также якобы "связной" генерал Валентин Варенников. Последний явно "притянут за уши". Слишком карикатурно выглядит "герой" ГКЧП в отводимой ему Шварцманом роли. Старый коммунист, фронтовик, и одновременно зиц-председатель, своим фасадом прикрывающий разные "бизнес-операции", – это, простите, моветон. А назвать генерала "подельником" Игоря Сечина – в некотором роде унизить последнего, выставить его в смешном виде. При том, что у верного "оруженосца" Путина совершенно иная репутация. Возможно, титул "серого кардинала" для Сечина слишком большая честь, но, безусловно, он – человек искушенный и влиятельный. Если даже приписываемая Сечину идея о разгроме "ЮКОСа" ему лично и не принадлежит, то, по крайней мере, причастность вице-премьера к делу нефтяной компании налицо.

Справедливости ради рядом с фамилией Сечина надо было поставить и другую – Сергея Чемезова, старинного приятеля Путина еще по работе в Германии. Под эгидой Чемезова сейчас действует госкорпорация "Ростехнологии", концепцию которой и изложил Олег Шварцман. Но о ней он не упоминает, а валит все на Сечина.

И Сечину просто пришлось "проглотить" все то, что сказано было в его адрес. А вот генерал Варенников категорически опроверг возведенную на него напраслину. Примечательно, что за публичное "унижение" Сечина (в конце концов, филолог по образованию и канцелярист по призванию, Игорь Иванович мог бы возмутиться, что его все время представляют как главу "мифического" силового блока) обидчик не был также публично "отомщен". По иску "Рособоронэкспорта" Олег Шварцман заплатил смехотворную сумму в 30 тысяч рублей (а, к примеру, Юрий Лужков, "возмущенный" тем, что ему приписывают подконтрольность судов, смог отсудить у Эдуарда Лимонова за одну только фразу 500 тысяч рублей). Это надо понимать так, что один друг Путина как бы не выручает другого.

***

Сечин, конечно, не "белый и пушистый", за ним тоже стоят определенные силы. Так что все приобретения Чемезова взяты, безусловно, на заметку "сечинской" группировкой, играющей на поле ТЭК (топливно-энергетического комплекса – О.Г.). В качестве "утешительного приза" Игорь Сечин тоже получил бонус, став председателем совета директоров ОАО "Интер РАО ЕЭС". Однако страшно даже представить, что произойдет, когда Путин, старающийся поддерживать баланс между своими "друзей", исчерпает запас того, что можно поделить пополам.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter