Первой ласточкой массовых выступлений на фоне кризиса стали акции автомобилистов Приморья, протестующих против повышения пошлин на ввоз иномарок. Характерно для этих акций то, что проходили они не только под лозунгами с локальными требованиями, но и были подкреплены другими призывами политического и экономического содержания. Соответственно, все эти общественные проявления получили жесткий отпор со стороны власти.

Мы попытались выяснить, кто же является организатором этих акций, беседуя с представителями разных движений, в том числе и с представителем новой общественной организации — Товарищества инициативных граждан России (ТИГР). Вокруг этого недавно созданного снизу проекта уже возникло множество мифов, их постарался развеять координатор движения из Хабаровска Андрей Дуденок:

— Андрей, для многих ТИГР — это непонятное, анонимное сообщество. Насколько оправдано такое мнение?

— Мне об этом известно. Например, на сайте "Свобода выбора" размещен текст про нас. Дескать, неясно, кто хозяин ТИГР и кто за ним стоит. Возможно, Сорос, возможно ДПНИ и его лидер Александр Поткин. Видимо, это фигура заметная, но я лично даже не знаю, кто это. Так вот, по поводу анонимности. Я являюсь одним из публичных лидеров этой организации. Мои все координаты известны и находятся в свободном доступе в Интернете. Что могу еще о себе рассказать... Мне 25 лет, по образованию я техник-программист. Никогда не занимался автомобильным бизнесом, не являюсь автодилером. Но я был один из организаторов акций протеста в Хабаровске 22 ноября, 14 и 21 декабря 2008 года. Основной мотив участия в организации и в работе по координации действий протестных акций — это ментовской беспредел в стране. Я знаю администратора ресурса, но имя этого человека я не буду называть, ведь его элементарно могут убить.

— А в чем заключается роль администратора, он что, главный в организации?

— У нас не завод, у нас нет главного, то есть директора. Мы сами себе "директора", я один из них, но я человек публичный.

— Тем не менее, кто-то же является организаторами ТИГР?

— Это люди разных профессий, не связанные между собой деловыми отношениями. Это просто граждане, которым небезразлично, что творится в стране, которые осознают, что происходит в России, но не хотят отсюда уезжать.

— Среди организаторов ТИГР есть еще конкретная личность — журналист и лидер независимой организации автолюбителей Владивостока Анастасия Загоруйко. Ее можно считать одним из лидеров ТИГР?

— Анастасия — очень талантливый журналист, она не боится говорить властям "нет", когда от страха многие мужики сдуваются. 14 декабря она организовала официальную акцию протеста автомобилистов, проделав колоссальную работу. Естественно, нам бы хотелось, чтобы она и в дальнейшем принимала участие в разработке различных программных документов нашей организации. Мы с ней находимся в тесном контакте.

— А как образовалось ваше сообщество?

— Стихийно. Интернет стал той объединительной площадкой для людей, чьи взгляды на существующую ситуацию в стране близки.

— Есть ли какая-то организационная структура в ТИГР?

— Она создается. Сейчас мы занимаемся формированием кадрового состава для региональных представительств. Мы намерены создать реальную политическую силу, способную защитить интересы народа. Не исключено, что наша организация станет партией.

— С членством и регистрацией в Минюсте?

— Да, мы собираемся выходить на официальный уровень.

— А территориально — на федеральный?..

— Мы уже вышли. Все начиналось с Дальнего Востока, с Владивостока. А на данный момент сторонники нашей организации есть по всей стране. Если посмотреть нашу статистику, можно увидеть, что она растет в геометрической прогрессии. Люди ищут правдивую информацию, потому что телевизор — это ящик для зомби. Людям нужны объяснения, почему на восемь часов в Хабаровске был перекрыт центр города, почему автомобилистов массово останавливали по разным пустяковым поводам. Это все потому, что "наверху" дали зеленый свет прижать автомобилистов.

— С какой целью власть нервирует автомобилистов?

— Чтобы они заткнулись.

— Очевидно, что от игры на нервах будет только обратный эффект...

— Вы правы, но власть этого не понимает. Мы ей говорим, что нам приходится сдерживать людей, чтобы они ментам не надавали по башке.

— "Мы" — это кто?

— Лично я приходил и честно говорил. Меня знают как организатора акций.

— А ТИГР какие акции организовывал?

— До нынешнего момента официально ни одной. Нашумевшая акция 21 декабря во Владивостоке была стихийной. На нее вышли как коммунисты, националисты, либералы и демократы, так и не состоящие в партиях люди. Эта акция продемонстрировала возможность и важность объединения, но не сливания и поглощения, а также необходимость выработки общих требований. Но нам не нужны экстремисты, погромы и расстрелы.

— Тем не менее, утверждается, что сайт the-right.org внес определенную лепту в подготовку протестных мероприятий. Это правда?

— Дело в том, что первые сборы акций проводились на форуме дальневосточного сайта drom.ru, который полностью посвящен автомобильной тематике. Таким образом объединившись, автомобилисты разных городов Приморья провели совместную акцию 22 ноября. Потом руководителей сайта вызвали на ковер в органы власти и пригрозили прикрыть бизнес. После очередной акции 14 декабря руководство сайта было вынуждено перекрыть кислород протестному форуму. И тогда был создан новый сайт.

— Кому принадлежала идея создания сайта?

— Представителям 16 городов, в том числе Красноярска, Хабаровска, Владивостока. Раз drom.ru заморщили, то по договоренности этими людьми было решено создать ресурс на заграничном сервере. Мы оплатили сервер и в складчину его содержим. Сейчас мы занимаемся разработкой идеологии организации, программой.

— Одним из главных ваших требований была отставка правительства Путина. Вы считаете его реальным?

— Это жесткое, но честное требование, предложенное народом. Правительство Путина, к сожалению, не оправдало наших надежд. Оно не справляется с экономическими трудностями, пытается решить их за счет народа. Однако в ходе обсуждений и споров мы все же пришли в выводу, что надо изменить его формулировку на более дипломатичную. Мы предлагаем президенту пересмотреть кадровую политику. Под этим подразумевается отставка Путина.

— То есть вы не считаете, что Медведев и Путин в одной лодке?

— Судя по поведению, у Медведева — самостоятельная позиция. Это неплохо и внушает надежду.

— Вы думаете, есть шанс, что Медведев отправит в отставку правительство Путина?

— Я не исключаю этого. Это мог бы быть важный шаг сильного духом человека.

— По-вашему, Путин — плохой премьер, а Медведев — хороший президент?

— Медведев не из органов. Это уже хорошо. Он по сути демократ. Долгое время преподавал в университете, он знает право. Мы думаем, Медведев прекрасно понимает, что нужно делать, и мы его в этом поддержим.

— А как бы вы прокомментировали другое радикальное требование принять законопроект "О национализации природных богатств и недр"?

— Я не хотел бы его комментировать, потому что это только проект. Мы намерены предложить несколько мер по оздоровлению экономики.

— Андрей, а вам известно, что этим занимаются многие оппозиционные политики? Есть масса проектов. Вы рассматриваете вопрос объединения усилий с другими политическими силами в России?

— Нам пришлось самим начинать с нуля, потому что 22 ноября 2008 года, когда я, организовывая акции протеста, обзвонил все партии с предложением поддержать требования автомобилистов, никто не откликнулся.

— Вы знаете, что многие партии и политические движения, в том числе "Солидарность", КПРФ и даже "Справедливая Россия", высказались против повышения пошлин на ввоз автомобилей?

— Да, но они не вышли организованно на улицу и не предложили нам свою помощь в проведении акций, не стали общаться с прессой. Мы это делали сами, на общественных началах, по собственной инициативе, хотя до недавнего времени я не занимался политикой. Но когда политика занялась нами, пришлось действовать адекватно. Наши активисты — это народные общественники. Они не собираются останавливаться и не будут сидеть на заднице. Так вот, сейчас, когда у нас начало что-то получаться, появились предложения типа "а давайте-ка ложитесь под нашу партию, у нас юристы есть, а вас никто не зарегистрирует, и вы сдуетесь через месяц". Нашлись также те, кто стал приписывать себе организацию акций...

— Кого вы имеете в виду? Председателя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева?

— Да, он себя назвал идейным вдохновителем "оранжевой" свадьбы Загоруйко — это смешно и грустно. При чем тут он? А из "Свободы выбора" в Санкт-Петербурге выгнали Александра Расторгуева за то, что он придерживается неправильных взглядов, проводит акции автомобилистов у себя в городе. Такие люди идут к нам.

— Так вы позиционируете себя как протестное ядро, собирающее всех активных людей?

— Нет, не так. Мы далеки от представления, что где-то есть центр, а где-то — периферия. Должно быть разумное равноправное взаимодействие всех политических сил.

— Каким будет ваш следующий шаг?

— Мы разрабатываем как краткосрочный, так и долгосрочный планы. Люди должны видеть разницу в том, что предлагаем мы и что делает власть. Акции протеста автомобилистов уже принесли результаты: жителям Дальнего Востока дали льготный кредит на приобретение отечественных автомобилей, обнулили железнодорожные тарифы на перевозку автомобилей. Так планомерно мы будем добиваться удовлетворения всех наших требований. Мы никуда не торопимся, до выборов в Государственную думу времени навалом.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter