Основной целью акций протеста автомобилистов на Дальнем Востоке была попытка отделить регион от России. К такому выводу пришли эксперты аналитического управления аппарата Государственной думы, пишет "Независимая газета" 16 января.

В распоряжении издания оказалась справка этого управления, в которой говорится, что авторами документа удалось обнаружить подлинных организаторов протестных акций на Дальнем Востоке. Ими оказались, утверждают аналитики Госдумы, не только отдельные граждане, но и целые организации.

"Массовые акции протеста против увеличения таможенных пошлин можно рассматривать как целенаправленные действия по дестабилизации социальной обстановки в ряде регионов России", — говорится в справке.

Далее в документе подробно излагается ход событий на Дальнем Востоке и даже подчеркивается, например, связь между заявлением МИДа Японии о нежелательности повышения пошлин с появлением в руках некоторых митингующих японских флагов и антиправительственных плакатов с угрозой отделения Приморья.

Из этого аналитики делают вывод, что "акции протеста реализуются по единому сценарию, напоминающему сценарий так называемых оранжевых революций, когда искусственно инициированное недовольство людей впоследствии направлялось в политическое русло и приводило к дестабилизации ситуации, смене власти в стране и получению псевдонезависимости".

Думские аналитики обвинили некие "определенные международные силы" в том, что, пользуясь кризисной ситуацией, они "от идеологической риторики сегодня переходят к непосредственным политическим действиям, пытаясь дестабилизировать социально-политическую ситуацию на Дальнем Востоке и разжечь социальную напряженность в обществе, представляя людям в образе врага их собственное государство, российское правительство, президента страны".

"Независимая газета" отмечает, что в активных поисках внешнего врага не были удостоены пощады и местные единороссы. В справке указано, что протестующих полностью поддержали и краевое Заксобрание, и городская дума Владивостока.

В заключительной части аналитики Госдумы обвиняют тайных врагов России в выполнении "собственных задач". И тут же эти задачи перечисляют: "Основная из них – попытка отделить Дальний Восток от России". Авторы справки уверены, что "значительные массы людей не понимают того, что стали жертвами многократно обкатанных в Восточной Европе технологий вовлечения в антигосударственную активность со стороны зарубежных социальных технологов, которые чужими руками пытаются решить собственные задачи". Важно, считают аналитики Госдумы, чтобы "наши граждане знали правду".

Координатор Товарищества инициативных граждан России (ТИГР) Андрей Дуденок в комментарии Собкор®ru назвал слухи об отделении Дальнего Востока "полной ерундой". По его словам, протестное движение автомобилистов самодостаточно и у него нет западных спонсоров. Он признался, что об этих якобы источниках финансирования он сам узнает из СМИ.

Депутат Госдумы от Приморского края Владимир Пехтин заявил изданию, что "в умах и некоторых иностранных спецслужб, и некоторых заокеанских политологических центров такие планы, очевидно, зреют и это вполне можно предположить". По его словам, автомобилисты, начавшие борьбу за правый руль, "к сожалению, сначала не поняли, что их используют, но теперь наконец начали это понимать". Газета предполагает, что депутат намекал на примирительную позицию главы движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, который от организации протестных акций перешел к "кабинетной работе".

Пехтин добавил, что в Приморье есть филиалы разных международных структур "типа "Ротари-клуба" и тому подобных". Так что, намекнул он со значением в конце беседы, "тут не все так просто, как кажется".

13 января мэр Владивостока Игорь Пушкарев на встрече с журналистами заявил, что "акции протестов были организованы приезжими людьми, а организаторы, в том числе Анастасия Загоруйко, финансируются из фонда "Сороса". Мэр также добавил, что "сейчас этих организаторов разыскивают компетентные органы".

Позже руководитель одной из организаций автолюбителей Анастасия Загоруйко опровергла эту информацию, назвав ее клеветой, и потребовала от мэра принести публичные извинения. В противном случае Загоруйко пообещала обратиться в суд.

Напомним, что против повышения таможенных пошлин в ноябре-декабре 2008 года и январе 2009 года выступали жители Приморья, а также других регионов Дальнего Востока и Сибири. В целом ряде городов прошли серии протестных выступлений. Самые массовые прошли во Владивостоке. 21 декабря на центральной площади города собравшиеся люди, водившие хоровод вокруг новогодней елки без плакатов и лозунгов, были жестко разогнаны ОМОНом, при этом, по разным данным, пострадали около 100 человек, которые получили травмы. Около 60 человек по решению мировых судей были оштрафованы на 2-2,5 тысячи рублей за участие в несанкционированной акции протеста. На акциях пострадали и журналисты — многие были избиты, задержаны милицией, у некоторых пострадала дорогая аппаратура.

Оппозиционное демократическое движение "Солидарность" поддержало автомобилистов, протестовавших против введения пошлин. "Солидарность" выступила с заявлением, в котором предложила полностью пересадить чиновников на отечественные автомобили, а пошлины не повышать.

Анастасия Аксенова, Артем Банцевич

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter