Начальник питерского ГУВД Владислав Пиотровский прославился на всю страну своим заявлением о том, что в связи с предстоящими муниципальными выборами ожидает "активизации деятельности правозащитных и общественных организаций, через которые иностранными спецслужбами финансируется экстремистская деятельность". Впрочем, в полной мере этот юмор могут оценить лишь петербуржцы, которые знают, что в северной столице муниципалы могут заниматься разве что благоустройством – никаких других полномочий у них нет.

Именно поэтому остряки уже предлагают направить генералу ряд запросов, попросив поделиться имеющейся информацией, и сообщить не только перечень подозрительных общественников, но и перечень финансирующих их иностранных разведок. Надо же знать, в какую именно спецслужбу слать после выборов петиции об установке детской площадки или металлической двери! При этом остряки не хуже аналитиков понимают, что подобные заявления из уст руководителя правоохранительных органов – это, мягко скажем, не лучший сигнал для гражданского общества. Но ведь мы всегда умели посмеяться над тем, что вовсе не кажется смешным, правда? "Вика, ты будь поосторожнее в общении со всякими там общественниками, ты такая доверчивая, — написал мне знакомый правозащитник. – А то по случайности попадешь на крючок иностранных спецслужб…"

Крылатая фраза "Россия – родина слонов" появилась, как известно, во времена борьбы с "безродными космополитами", когда официальная пропаганда утверждала первенство россиян во всех областях науки и техники. Сегодня "национальные приоритеты" возвращаются – естественно, вместе со слонами.

Многочисленные общественные деятели, писатели, политологи, историки наперебой принялись разоблачать придуманные коварными европейцами мифы о русском национальном характере и русской истории. Дальше всех, пожалуй, зашел Михаил Задорнов. Когда в одной из своих опубликованных в "Литературной газете" (хорошее, кстати, когда-то было издание) бесед с очередным общественным деятелем бывший сатирик поведал, что, "когда наши предки высадились на Крите, Кносс был построен без крепостных стен", слоны показались мне жалкими букашками. Пирамиды, кстати, тоже начали строить наши предки, чтобы помочь народам, порабощенным Атланью (на западный манер – Атлантидой) бороться с ее влиянием. Хотя про Атлантиду – это уже, наверное, перегиб. Но в общем и целом задорновские беседы хорошо вписываются в общую риторику. Россия, которая поднимается с колен, хочет иметь длинную и славную историю, которой можно гордиться. Безо всяких "черных пятен".

Собственно, в этом желании нет ничего крамольного. Охотно верю, что в школьных учебниках, по которым учатся английские, французские или американские ребятишки, составлены так, чтобы будущие граждане исполнились гордостью за историю своей страны. Однако российское патриотическое воспитание имеет одно немаловажное отличие. Наших детей (и нас тоже) учат любить не только Родину, но и власть – ту, которая существует сегодня. Конечно, до лозунга "За Родину, за Путина!" дело еще не дошло. Но рассуждения о мудрой политике лидера "Единой России" (по совместительству национального лидера), благодаря которой россияне снова могут гордиться своей страной, звучат достаточно часто. И если взглянуть в этом контексте на заявление Владислава Пиотровского или, скажем, на нашумевший доклад о связи между автомобильными бунтами в Приморье и токийской разведкой, то они покажутся абсолютно логичными.

Если страна поднялась с колен исключительно благодаря Путину и "Единой России", то все, кто выступают против них, могут быть лишь наймитами западных (или восточных) спецслужб, которые преследуют цель вновь поставить великую державу на колени. До следующего звена в логической цепочке – о том, что в борьбе с такими негодяями все средства хороши, – остаются считанные миллиметры…

Между тем за кадром остается главный вопрос – о патриотизме тех, кто находится у кормила власти. Его и задавать-то, вроде, неприлично, но тем не менее. Даже на официальном уровне признано, что одной из главных российских проблем является высокий уровень коррупции. То есть уже никто не спорит с тем, что руководители разных рангов то и дело принимают важнейшие решения, думая не о благе страны, а о собственной выгоде.

Вопрос на засыпку: можно ли считать их патриотами? Первые лица демонстрируют озабоченность, сетуют на несовершенство законодательства и принимают антикоррупционные меры. Но человек, любящий свою родину, не будет ее обкрадывать вовсе не потому, что боится наказания, а потому, что ему это просто в голову не придет. Иными словами, получается, что национальный лидер окружил себя людьми, абсолютно равнодушными к судьбе России. И сегодня эти люди учат народ любить свою страну и ее национального лидера и ненавидеть их врагов. Они кровно заинтересованы в том, чтобы и любовь, и ненависть крепли день ото дня, просто потому, что это гарантирует им сохранение статус-кво. Они играют на высоких чувствах, превращая чужой патриотизм в свое надежное прибежище…

Из этого, разумеется, не следует, что не надо любить свою страну. Надо только помнить, что сотворение кумиров не имеет ничего общего с патриотизмом. Ведь вряд ли кто осмелится утверждать, что Лермонтов, написавший про "немытую Россию", и Чаадаев любили свою страну меньше, чем Бенкендорф.

Виктория Работнова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter