После того как предполагаемый председатель московского отделения партии "Правое дело" Евгений Чичваркин покинул страну, лидеры этой недавно созданной организации в качестве кандидатов на освободившееся место назвали Александра Лебедева, Михаила Прохорова и Александра Мамута. "Правое дело" — это тусовка олигархов, или Гозман и Ко таким образом пытаются представить себя "серьезными людьми"? По всей видимости, более вероятен второй вариант.

Мамут комментировать данную информацию не желает, Прохоров – в своей обычной маске аполитичного бизнесмена, Лебедев заявляет, что подобные предложения от "Правого дела" ему не делались, но на предстоящих выборах в Мосгордуму он готов поддержать эту партию. Можно предположить, что имена известных магнатов, по согласованию с Кремлем, специально используются для повышения статуса "Правого дела".

С другой стороны, эту логику нарушает объявление в розыск Евгения Чичваркина – бывшего главы компании "Евросеть". Ведь если в Кремле действительно собирались раскручивать "Правое дело", то дискредитация Чичваркина была совершенно не выгодна власти. Экс-хозяин "Евросети" не имел амбиций Ходорковского и вообще к Кремлю был полностью лоялен. Даже состоял в "Единой России". Кстати, уже одна эта деталь исчерпывающе характеризует "Правое дело". Скорее всего, причина проблем Чичваркина все же в его бизнесе. Вот как в общих чертах развивались события вокруг "Евросети".

22 сентября 2008 года все акции компании были проданы структуре ANN, принадлежащей Александру Мамуту. Интересно, что Мамут теперь называется среди возможных кандидатов на пост главы московского отделения "Правого дела". Совпадение или намек?

По данным "Коммерсанта", сумма сделки составила 400 миллионов долларов без учета долгов "Евросети", которых у компании было якобы на 800 миллионов. Параллельно против сотрудников "Евросети" возбудили уголовные дела. В офисе провели обыск по подозрению в контрабанде мобильных телефонов, а вице-президент компании по вопросам безопасности Левин и его заместитель Ермилов обвинены в похищении человека, вымогательстве и самоуправстве. В настоящее время в связи с этим делом под арестом находятся еще два человека из службы безопасности "Евросети": Каторгин и Цверкунов. Чичваркин сейчас обвиняется в организации этого похищения. Данное обвинение и является формальной причиной его розыска.

История похищения выглядит вроде бы достоверно. В 2003 году компания выявила кражу крупной партии мобильных телефонов на сумму 20 миллионов рублей. Подозреваемым в краже оказался один из сотрудников "Евросети" Андрей Власкин. По словам Чичваркина, Левин и Ермилов действительно организовали "возврат средств", но сделали это в рамках закона. Представляется вполне банальная история из серии "первоначальное накопление капитала". Обращает на себя внимание только временной разрыв между похищением Власкина и раскручиванием уголовного дела. Похищен Власкин был в 2003 году, а прокуратура заинтересовалась этим происшествием в 2008-м.

Как водится, пристальное внимание к делу совпало с финансовыми проблемами "Евросети". Конечно, все это очень похоже на рейдерский захват. Сам Евгений Чичваркин объяснил проблемы компании происками силовиков. Из-за специфики своего бизнеса экс-хозяин "Евросети" наверняка общался с представителями Федеральной службы охраны, контролирующей линии связи в России. Может быть, силовики из этого ведомства имеют интерес к бизнесу Чичваркина? Сам он человек, скажем так, осторожный, поэтому проговорится только в крайнем случае. Нам же остается выдвигать предположения.

Что мы имеем на сегодняшний день? Чичваркин, находящийся в Лондоне, объявлен в федеральный, по некоторым данным, и в международный розыск. Правда, в Интерполе от комментариев по этому поводу воздержались. Адвокат бизнесмена заявляет, что права его клиента нарушены, поскольку тот находился за границей и физически не мог получить повестку следователя. Предполагается, что нестыковка во времени неслучайна. Возможно, кто-то был заинтересован, чтобы предприниматель остался за пределами России. Бывший владелец "Евросети" теперь обвиняется в тех же преступлениях, что и его помощники: похищение человека, вымогательство, самоуправство.

Можно ли считать дело Чичваркина политическим заказом? У меня нет аргументов в пользу этой версии. Зачем дискредитировать партию "Правое дело"? Существовать она может только благодаря кремлевской поддержке. Никакого веса в обществе, никаких перспектив эта организация не имеет. Еще раз повторю: Чичваркин — это не Ходорковский. Видимо, говорить нужно о переделе сфер влияния в бизнесе. Ну а использование силовых структур в коммерческих интересах — обычная в нашей стране практика.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter