На прошедшей неделе президент Дмитрий Медведев допустил критические высказывания по проблеме неэффективности государственной власти в России. Затем он подкрепил свои слова делом и лишил портфелей четырех губернаторов и одного министра.

Так, 12 февраля на заседании Совета по развитию информационного общества в России он резюмировал провал реформ по информатизации управления федеральной власти. "Сегодня все федеральные структуры обеспечены компьютерами и подключены к Интернету, практически во всех госорганах сформированы базы данных. Но и только. Внутренний документооборот как велся, так и ведется на бумаге, а компьютеры продолжают использоваться в основном как печатные машинки, только более удобные". 15 февраля в "Вестях недели" (РТР) президент заявил, что губернаторы не во всех регионах справляются с растущей безработицей.

Можно сказать, что ухудшение экономической ситуации в стране просто не могло не стать настоящим экзаменом для чиновников всех уровней. Если раньше, в сытые годы при высоких мировых ценах на нефтегазовое сырье можно было закрывать глаза на профессиональную некомпетентность высокооплачиваемых штатных чиновников, то сейчас в условиях кризиса они стали главным препятствием на пути выхода из него. И высказывания Медведева — только первые ласточки, они еще не вскрывают причину болезни, но скоро это неизбежно произойдет!

Логика развития событий диктует необходимость проведения кадровой революции, включения в работу множества социальных лифтов.

Без таких мер не обойтись. И шаги в этом направлении уже сделаны.

Но решение проблемы "дефицита кадров" невозможно без реформы самой системы государственного управления. Кадровые вопросы решаются по личному усмотрению руководителей. Не секрет, что происходит это по одному из трех принципов:

  1. Должность элементарно продается через доверенных лиц руководителя. Размер взятки варьируется в зависимости от доходности места (принцип коррупции).
  2. Трудоустраиваются "бедные" родственники, доверенные друзья, партнеры по интересам (принцип "семейственности").
  3. Два руководителя разных структур совершают своеобразный обмен, взаимно предоставляют должности для своих протеже (принцип клановости).

Медведев увидел проблему уже на уровне федеральной власти, а если копнуть ниже, на региональном и муниципальном уровнях, то картинка будет вообще кошмарная.

Существует рабочий уровень клерков, специалистов, готовящих отчеты, ведущих переписку, вышколенных и максимально послушных, отвечающих без запинки казенными фразами. С начальством предупредительны и раболепны, с гражданами–посетителями подчеркнуто холодны и высокомерны. Инициативы от них никакой, но и амбиций нет. Зарплату они получают относительно небольшую, но сравнительно с остальными бюджетниками: учителями, врачами и социальными работниками — на порядок выше. Они портят дорогую офисную технику, приобретенную на бюджетные средства, так как освоение пользовательских программ обременительно и в эксплуатации их они полагаются на метод "проб и ошибок". Уровень машинописи чрезвычайно низкий — двумя пальцами. Любимый способ скоротать рабочего времени для девушек — раскладывание пасьянса на компьютере, поиск на сайте знакомств, для мужчин – мониторинг порно-сайтов. Большие очереди в коридорах — не их проблема. Имитация и формализация деловой активности характерны для этого вида клерков.

Элитные чиновники отличаются от предыдущей разновидности уровнем дохода, получаемого на занимаемой должности. Они обладают нужными связями, сравнительно независимы, так как структурно включены в различные теневые сферы групповой деятельности. Даже допустив прокол, они не падают по номенклатурной лестнице, а лишь меняют диспозицию. Система таким консервативным образом предохраняет себя от изменений.

Чтобы не допустить в своих рядах обновления в лице талантливых и полных новых идей и проектов выпускников вузов, система ежегодно закладывает в бюджеты всех уровней огромные суммы по статье "переподготовка и повышение кадров".

Понятно, что невозможно повысить квалификацию "специалистам" — обладателям липовых дипломов. Нельзя повысить то, чего нет!

Особенно страшно становится за будущее страны, когда сталкиваешься с этим явлением в среде работников прокуратуры, юстиции и судебных органов. Зачастую купив корочку и заполучив хлебное место, "специалист" укрепляет свой ученый статус, приобретая всеми правдами и неправдами степень кандидата или даже доктора наук. Провинциальные вузы, кстати, аттестации ради трудоустраивают на учебных кафедрах по совместительству таких кандидатов и докторов наук. Понятно, что занятия со студентами ведут вчерашние, еще "зеленые" выпускники – ассистенты из числа аспирантов, а зарплата делится между ректором, остепененным чиновником и собственно не остепененным преподавателем.

Оппозиция давно поставила кадровую проблему власти во главу своих к ней претензий. Еще раньше, чем ее заметил Дмитрий Медведев. И именно поэтому система навесила на оппозицию ярлык экстремизма.

Приведу свежий амурский пример. В конце лета 2008 года Медведев

На одном из пикетов, проведенном в центре Благовещенска 15 ноября 2007 года, был распространен пресс-релиз и принята резолюция – обращение к тогдашнему президенту Путину. В тексте есть слова: "Господин президент, уважаемый Владимир Владимирович! Скоро заканчивается срок Вашего президентства, и мы предлагаем Вам попробовать свои силы на поприще губернатора Амурской области. Регион у нас в критическом состоянии, и в этом есть часть Вашей вины, так как Вы назначили губернатором Николая Колесова. Вы в ответе за дела тех, кого назначили!"

В этих словах Благовещенский городской суд нашел признаки разжигания социальной розни. Текст запрещен, а редактор местной газеты "Думать по-русски" Роман Елизов, разместивший его на первой странице своего издания осужден на год лишения свободы. Смотрите Федеральный список экстремистских материалов по состоянию на 21 октября 2008 года (опубликовано в "Российской газете" 7 ноября 2008 года): "274. Статьи: "Путин едет губернаторствовать в Амурскую область".

В дальнейшем выпускник казанского профтехучилища, удачливый дилер "Автоваза" и доктор экономических наук Николай Колесов был снят уже новым президентом Медведевым, отправлен премьер-министром в ссылку в Москву на должность заместителя руководителя "Ростехнологий". Члены команды Колесова без лишнего шума осуждены на условные сроки и трудоустроены системой на другие "хлебные" места или просто освобождены из СИЗО, как, например, заместитель губернатора Владимир Кулинич, заочно окончивший факультет физвоспитания и ставший кандидатом философских наук, подследственный по делу о вымогательстве в крупных размерах.

Если присмотреться к окружению нынешнего амурского губернатора Олега Кожемяко, то мы встретим здесь все старые и до боли знакомые лица чиновников, которые, как крепостные помещицкой деревни, переходят от одного барина к другому, от губернатора к губернатору. О какой смене губернаторов вообще идет речь? Необходимо радикально менять систему. Но разве президент Медведев — враг системы?

Альберт Калашников

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter