Четырнадцатого февраля вице-премьер российского правительства, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Минфин готовит предложения по сокращению зарплат топ-менеджеров российских корпораций, получивших государственную поддержку. Отметив, что в первую очередь это коснется банкиров. Однако конкретных данных о размерах сокращений пока нет.

Осенью 2008 года Государственная дума по предложению правительства приняла ряд антикризисных мер, среди которых поддержка 295 крупных российских компаний и корпораций. В частности, было потрачено более 200 миллиардов долларов резервов Центробанка.

Но вместо того чтобы направить эти средства на улучшение эффективности производства, многие предприятия предпочли использовать полученные от государства ресурсы на валютные спекуляции или вывод их под благовидным предлогом за рубеж.

Отток капитала из страны в последние 4 месяца 2008 года составил 130 миллиардов долларов, то есть в полтора раза больше, чем пришло капитала в Россию в 2007 году. Курс рубля к доллару с августа 2008 года упал в 1,5 раза.

Рассуждая об эффективности потраченных государственных средств, можно предположить, что те предприятия, которые умеют эффективно управлять производством, будут стараться сами сократить свои издержки, в том числе и на бонусы для высшего менеджмента. В свою очередь те, которые не собираются работать, будут тратить еще больше, пока "кормушка не закрылась". Так и сделали некоторые отечественные компании.

К примеру, в период разгорающегося кризиса осенью 2008 года "Газпром" не стал отказывать себе в лишних изяществах и, узнав, что получит от правительства России финансовую помощь, тут же объявил тендер на солярий для конюшни "в комплекте со встроенными в каждую панель тепловыми душами (2 шт.) и элементами для шеи (2 шт.)". Предельная цена договора вместе с НДС составляла 338 тысяч рублей. По сравнению с объемом полученной государственной помощи, деньги, конечно, были не большие, но сам подход к их растрате не оставлял надежды на рациональность.

Были и более "значительные" примеры талантливого управления госкорпорациями. По информации, появившейся в СМИ 6 февраля, глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов обратился в правительство с просьбой о выделении в общей сложности 7,22 миллиарда долларов в виде денежных средств и государственных гарантий. Господин Чемезов не постеснялся попросить деньги у правительства, несмотря на то, "Ростехнологии" в 2008 году уже получила промышленные госактивы стоимостью не менее 18-20 миллиардов долларов. Полученные средства, по информации "Коммерсанта", госкорпорация планировала потратить на "возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам для производства промышленной продукции на экспорт". На погашение просроченной кредиторской задолженности предприятий, входящих в состав "Ростехнологий", пойдет 84,76 миллиардов рублей, а на "выплаты пособий при сокращении персонала" – 3,67 миллиарда рублей, уточняет издание. Информации об удовлетворении просьбы Чемезова пока не поступало, однако

Владимир Путин всем ясно дал понять, что "друзья получат все, что попросят".

И тут же поднял пошлины на ввоз иномарок, обеспечив тем самым входящий в "Ростехнологии" "Автоваз" неравными конкурентными преимуществами.

13 февраля в СМИ появилась информация о суммах годовых бонусов, выплаченных топ-менеджменту Сбербанка. Как стало известно из отчетности банка, в конце 2008 года он выплатил 23 членам правления вознаграждение по итогам года в размере 933 миллиона рублей или, по среднему курсу доллара в четвертом квартале, 34,2 миллиона долларов. В среднем по полтора миллиона на каждого из членов правления.

Вспомним, что осенью 2008 года Сбербанк обвиняли в распространении ложной информации о его конкурентах, клиенты жаловались на невозможность вовремя получить деньги со счетов, открытых в Сбербанке, в кассах выстроились очереди пенсионеров. Одним словом, имидж примерного банка он явно поддерживать не смог. 16 февраля в интервью "Коммерсанту" директор управления общественных связей Сбербанка Ирина Кибина пояснила, что размер вознаграждения каждому члену правления определяется ежегодно в соответствии с индивидуальным договором. Однако, как отметила Кибина, в декабре 2008 года все сотрудники центрального аппарата получили меньшую сумму, чем могли бы рассчитывать в докризисное время. Газпромбанк пока не опубликовал ежеквартальный отчет по ценным бумагам.

Чтобы понять, каков масштаб бонусов, полученных российскими топ-менеджерами в 2008 году, можно обратиться к информации журнала Forbes. Согласно данным, приведенным изданием, самые высокие зарплаты получили топ-менеджеры в нефтегазовых компаниях (в среднем 1,9 миллиона долларов в год), на предприятиях тяжелой индустрии и в инвестиционных банках (1,2 миллиона долларов).

В десятку также попали руководители коммерческих банков (900 тысяч долларов в год), телекоммуникационных компаний (660 тысяч долларов), строительных и девелоперских компаний (600 тысяч долларов), страховых организаций (540 тысяч), торговых сетей (460 тысяч), а также производящих потребительские товары фирм (430 тысяч) и фармацевтических компаний (410 тысяч).

Следует заметить, что руководители госкорпораций "Росатом" и "Ростехнологии" сами назначили зарплату себе и своим сотрудникам.

В "Роснанотехнологиях", "Олимпстрое" и корпорации по реформированию ЖКХ оклад руководителю и членам правления определял наблюдательный совет (его членов, как и руководителей "Олимпстроя", "Ростехнологий", "Росатома" и "Роснанотехнологий", назначал президент, а членов совета корпорации по реформированию ЖКХ – правительство).

Размер заработных плат государственных служащих узнать сложнее. Одним из немногих, кому кого хватило смелости публично назвать свою зарплату, был бывший глава "Роснанотехнологий" Леонид Меламед. В одном из интервью газете "Ведомости" он признался, что его ежемесячный оклад составляет четыреста тысяч рублей (2,8 миллиона рублей в год), никаких премий, надбавок и бонусов, по его словам, ему не полагалось.

Доходы другого государственного чиновника (члена правления РАО "ЕЭС") – Леонида Гозмана, появилась возможность оценить благодаря сведениям, которые были опубликованы о нем перед выборами 2007 года.

Согласно публикациям ЦИКа, доход Гозмана в ООО "Уралсиб Кэпитал" составил 448 миллионов 130 тысяч рублей.

Предвыборный отчет о доходах первого вице-премьера и члена совета директоров "Газпрома" Дмитрия Медведева был более скромный и составил 2 млн 235 тысяч рублей.

Распределение средств между менеджерами "Газпрома" происходило более хитрым образом. Основной доход большинству из них приносила не зарплата, а участие в советах директоров "дочек" монополии. Например, председатель правления компании Алексей Миллер входит в советы директоров Газпромбанка, "Согаза", "Газпром нефти", "Газпром-медиа", "Газфонда", Nord Stream. От участия в совете директоров первых трех Миллер мог получить 124,2 миллиона рублей за 2006 год.

Для сравнения: В 2007 году среднестатистический топ-менеджер (наемный управляющий, занимающий первую позицию в табели о рангах компании) фирмы, входящей в число 500 крупнейших компаний США, заработал от 10,8 до 100 миллионов долларов с учетом разнообразных бонусов и компенсаций. В Европе эти суммы были в десятки раз меньше.

По всей видимости, Кудрин решил перенять опыт у заморских коллег.

Ведь еще в начале месяца президент США Барак Обама объявил о введении ограничений на оплату труда сотрудников частных компаний, пользующихся 700 миллиардами долларов господдержки, и получил поддержку парламента. Размер зарплаты не должен превышать 500 тысяч долларов в год. Новый президент предоставил компаниям возможность заплатить своим директорам больше указанной суммы, однако они могут это сделать лишь акциями компании, которые нельзя будет продать до момента, пока компания не вернет государству полученные из бюджета деньги.

Кроме того, всем без исключения компаниям с государственной помощью будет предписано раскрывать информацию о компенсациях, получаемых руководством, и выставлять этот вопрос на голосование акционеров.

Канцлер Германии Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel подвергла критике немецкие банки, которые, несмотря на выделенную им для борьбы с финансовым кризисом госпомощь в размере 500 миллиардов евро, выплачивают сотрудникам бонусы. Ангелу Меркель поддержал и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

В октябре 2008 года правительство Великобритании выделило крупнейшим банкам страны — Royal Bank of Scotland, Lloyds TSB и HBOS — 37 миллиардов фунтов стерлингов при условии, что члены советов директоров этих банков не будут получать бонусы по итогам года. Министр труда Великобритании Тони Макналти сообщил, что в то время как младший персонал банковских структур должен быть максимально защищен, менеджмент высшего звена несет полную ответственность за беспорядки в банковской системе, а также за каждый "неразумно потраченный пенни". Он заявил, что бонусы должны быть ограничены даже в том случае, если ведущие трейдеры и главное звено управленцев перевыполнили, к примеру, заданные планы и добились большего, чем было заявлено первоначально.

Во Франции разрабатываются этические нормы для банков, вполне возможно, что в них будет включено положение об ограничении премий для высокопоставленных банкиров.

Уже и в Казахстане началась борьба с высокими доходами менеджеров компаний и банков, в капиталах которых есть государственная доля. Премьер-министр Карим Масимов распорядился о том, чтобы зарплата руководителей госкомпаний и банков не превышала зарплаты премьер-министра, который зарабатывает чуть более 4,7 тысяч долларов в месяц.

По словам госпожи Меркель, выплаты бонусов в банковском секторе станут одной из тем саммита G20, который состоится в апреле в Лондоне.

Может быть, именно поэтому, следуя мировой моде, Кудрин поспешил сделать аналогичное заявление.

Причем, явно сгоряча, ведь сам министр финансов является членом наблюдательного совета компании "АЛРОСА", председателем Национального банковского совета при Банке России и председателем наблюдательного совета при ВТБ. Можно скромно предположить, что, имея такое влияние, живет Кудрин не на одну вице-премьерскую зарплату.

Так уж сложилось в России, что большинство "великих мира сего" получают доходы отнюдь не официальным способом. Даже в отчетности банков не принято указывать конкретные фамилии – лишь количество получивших и общую сумму премий.

Скорее всего, заявление Кудрина окажется лишь очередным популистским сотрясением воздуха. А если министр решится на конкретные меры, то сложно сказать, начнет ли он "обрезать доходы" с себя или в первую очередь займется коллегами из Банка России. Больше верится в том, что влиятельные коллеги из "банка России" займутся им.

Юлия Малышева

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter