На выборах 1 марта в пяти точках России был проведен экспериментальный опрос избирателей с помощью сети Интернет. Это второй опыт Центризбиркома – на осенних выборах 2008 года жители Новомосковска Тульской области уже обкатывали новую технологию. Цель эксперимента, заявленная аппаратом ЦИКа, – возможность дистанционного голосования для жителей удаленных и труднодоступных районов России, а также предоставление права голоса тем, кто в день икс окажется за рубежом.

Руководство Центризбиркома не исключает, что со временем выборы всех уровней, включая президентские и думские, могут стать электронными.

Пока специалисты Федерального центра информатизации (ФЦИ) отработали три возможных технологии дистанционного голосования через всемирную паутину. Первая – CD-диск с неким уникальным ключом, который выдается избирателю на участке. Человек может вставить этот диск в любой компьютер, подключенный к Интернету, и, открыв единственный записанный на него файл, проголосовать. Второй и третий способ – голосование социальной картой и СМС-голосование – были впервые опробованы в минувшее воскресенье.

Население с большим энтузиазмом отнеслось к эксперименту. На тех участках, где он проводился, существенно увеличилась явка избирателей. Количество тех, кто решил попробовать свои силы в электронном волеизъявлении, превысило ожидаемые 10 процентов где-то в четыре, а где-то в восемь-девять раз.

Журналисты, которые имели возможность общаться с членами Центризбиркома, были не настолько оптимистичны. Геннадий Райков, занимающийся этим перспективным направлением, и сотрудники ФЦИ при ЦИКе дали не меньше сотни интервью и пространных комментариев, отвечая на вопросы о защищенности такого способа голосования и обеспечении его анонимности.

Общий смысл чиновных комментариев сводился к двум основным тезисам.

Первый – это не голосование, а пока только эксперимент, сделано не все возможное, ведется работа по устранению недостатков, которых мало, и усугублению преимуществ, которых много. Второй – технически анонимность уже обеспечена, а данные находятся под защитой, близкой к абсолютной, на стадии отправки и в точке приема.

ЦИК скромно пропустил ключевую фазу процесса – передачу данных через Интернет. И это вполне понятно,

ведь именно в процессе передачи данных через всемирную паутину существует совершенно реальная возможность их перехвата и изменения.

Бесспорно, данные будут зашифрованы. Но, подобрав ключ хотя бы к одному пакету, а такую возможность не отрицают даже спецы ФЦИ, можно отфильтровать все сообщения, идущие на обрабатывающий сервер, и изменить результат на желаемый.

Разумеется, об этом не написал никто. Да это, в общем-то, и не является самой существенной угрозой для избирательных прав жителей России. Исполнение такой операции будет экономически оправдано только в случае федеральных или президентских выборов (которые если и будут проводиться через Интернет, то еще нескоро), а потратить деньги, необходимые для осуществления фальсификации извне, могут себе позволить разве что спецслужбы двух-трех крупнейших государств.

Во введении голосования через Интернет существует другой, несопоставимо более опасный фактор, о котором не спросили никого из экспертов или разработчиков, просто потому что журналист, задавший такой вопрос, скорее всего, был бы моментально исключен из списка людей, имеющих доступ в здание в Большом Черкасском переулке.

И фактор этот – полная невозможность наблюдения за выборным процессом и контроля над ним.

Главная угроза выборам как факту свободного волеизъявления кроется в самом Центризбиркоме. До тех пор, пока люди голосуют бумагой, существует возможность проверки вбросов, подтасовок и манипуляций с голосами. В последние годы Центризбирком жестко пресекал большинство попыток честного наблюдения, но даже при этом в каждые выборы обязательно вскрывались случаи, когда манипуляторов удавалось схватить за руку. Переход на голосование через Интернет исключает саму возможность любого контроля. А значит, человек, который будет "сидеть на сервере" и якобы получать информацию из сети, сможет назвать любые цифры, которые придут ему в голову с гарантией того, что никто и никак его заявление не опровергнет.

Между тем больше сорока стран – преимущественно европейских – идут по этому же пути.

После новомосковского эксперимента, на котором присутствовали международные наблюдатели, Россию включили в десятку лидеров. Другой вопрос в том, что голосование через Интернет до сих пор применялось только в Эстонии. Эффективность сложно назвать впечатляющей: проголосовать через сеть при помощи электронных удостоверений личности решились около трех процентов избирателей. В Норвегии к фатальным последствиям привел даже эксперимент – проверяющие обнаружили, что на расстоянии до трехсот метров от голосующего можно перехватить сигнал с помощью Wi-Fi. В итоге доверие к дистанционному волеизъявлению упало до катастрофически малой величины и до сих пор не восстановлено даже частично.

Работают в этом направлении многие, но запускать интернет-голосование в масштабе государства, предполагая довольно большой сегмент избирателей, которые должны будут проголосовать только таким способом, решились исключительно в России.

Новая технология, скорее всего, заработает уже на следующих осенних выборах.

По оценкам членов ЦИКа, электоральная группа, которая подпадает под необходимость электронного голосования, составляет порядка 10 процентов избирателей.

Геннадий Райков в интервью одной из газет выразил убежденность, что этот сегмент, независимо от распределения голосов, не может существенно повлиять на итоги голосования. Слышать такие слова от человека, главной задачей которого считается соблюдение базовых демократических принципов, по меньшей мере, странно. Имея в запасе такой резерв, КПРФ, например, могла бы удвоить, а то и утроить количество своих представителей в областных парламентах после вчерашнего единого дня голосования. А если бы речь шла о выборах, скажем, в Госдуму, то этими десятью процентами можно было бы легко протащить в парламент очередного прокремлевского спойлера вроде "Правого дела".

Если рассматривать инициативу Центризбиркома в этом ключе, то вполне возможно, выбирать президента и парламент посредством СМС в масштабах всей России мы будем довольно скоро. Соблазн воспользоваться такой возможностью немедленно – это очень серьезное испытание для Кремля, которое он вряд ли сможет выдерживать долго. Другой вопрос в том, что после этого выборы в нашей стране просто перестанут существовать.

Григорий Старков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter