Современная Россия так и не выработала внятной региональной политики, что, с высокой долей вероятности, осложнит выход страны из экономического кризиса. Причем самую большую проблему в рамках отношений центр – регионы сегодня представляет сам Кремль.

Фактор национал-сепаратизма, служащий страшилкой для народа в руках разного рода пропагандистов, эксплуатирует один из иррациональных страхов человека – страх разрушения привычного пространства и бытия некими внешними (культурно, этнически или религиозно чуждыми) силами.

В реальности никакого сепаратизма в России нет уже довольно давно.

Плохо экономически развитым окраинам выгодней находиться в составе Российского государства, чем отправляться в самостоятельное плавание. И этот базовый принцип интеграции регионов работает для большинства окраин со времен Средневековья.

Сценарий же распада в стране, по крайней мере, за последние сто лет не менялся.

Центр слабеет, перестает выполнять свои обязательства по отношению к местным элитам в регионах. Те по инерции еще какое-то время пытаются ориентироваться на Москву (Петербург), но финансовых потоков от центральной номенклатуры к руководителям на местах более не хватает. Москва отталкивает от себя окраины, а население центральных регионов тут же с помощью проправительственных СМИ "вспоминает", что оно, оказывается, кормит всех этих "черных", "нерусских", "жидов" и вообще они виноваты во всех бедах. Так было после поражения империи в войне с Японией в 1905 году, перед революцией 1917 года и в конце 80-х.  

Экономическая география вкупе с психологией властей не поменялась и сегодня.

Москва в колониальном стиле эксплуатирует российский Север, извлекая оттуда ресурсы и обрекая среду обитания местных народов на неизбежную деградацию в будущем.

Она практически махнула рукой на сибирские и дальневосточные территории, откуда в последние десятилетия идет мощный миграционный отток населения, а экономическое развитие данных регионов видно только в отчетах государственной статистики. Центр пытается разрешить сложные проблемы экономического и политического характера на Кавказе исключительно прямыми финансовыми инъекциями в верхушку местных властных кланов.  

Что принесет с собой дезинтеграция такого большого пространства, где единственным источником стабильности является пара высших "небожителей" политического небосклона, а на самом деле не зависящая и от "небожителей" конъюнктура цен на ресурсы, представить трудно. Вероятно, как и в Смутное время, к полному хаосу в управлении и самозванчеству на многих уровнях власти.

Но в отличие от XVII и XX веков, сегодня в России есть более цивилизованный выход, чем короновать "на царство" очередного "монарха" или установить диктатуру новых "большевиков".  

Ведь повторяемость сценария говорит всего лишь о воспроизводстве схемы сверхцентрализованной власти Кремля и нежелании местных элит делиться этой самой властью с населением. Больше ни о чем. В условиях экономической нестабильности конструкция суперцентралистской, но не несущей ответственности за свои территории страны предполагает только радикальные сценарии: развалиться или снова слиться в некое подобие авторитарного (тоталитарного) государства. И то, и другое – плохо.

Принципиальный выход из замкнутого круга не нов, а главное, правовая основа для него содержится в Конституции России и других законодательных актах. Это федерализм. 

На самом деле люди на местах заинтересованы в стабильности и прозрачности взаимоотношений с центром. И местные элиты, настоящие, а не те, что у кормила, способны выстроить равноправные отношения с Москвой. Спящий, формально записанный в нормативных документах, но не действующий федерализм, не самая плохая точка опоры. Надо только захотеть играть по писаным правилам.  

Кризис в нынешнем виде не обязательно спровоцирует центробежную реакцию со стороны Кремля, но по мере его углубления данный сценарий станет все более вероятным. Время еще есть, господа федералисты, просыпайтесь!

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter