• 09-03-2009 (19:39)

Конструирование содержания профильного обучения учителем физики

update: 09-03-2009 (19:38)

«Творчество» стало лозунгом всех производственных процессов в конце XX столетия. При этом не был отменен, а, наоборот, усилился актуальный лозунг «качество». Это значит, что требование качественности усвоенных учащимся знаний является необходимым, хотя и недостаточным требованием для развития его творческих способностей. С дидактической точки зрения это приводит к требованию отражения в содержании профильного обучения тех идей современной науки, которые определяют специфику мышления люден соответствующей эпохи. Сказанное относится ко всей современной науке, но особенно ярко это проявляется в ее фундаментальных областях, таких как физика.

Явление, именуемое информационным взрывом, привело к тому, что объем научной информации в физике удваивается каждые 2-3 года. Для образования, однако, значительно более важным является сущностное различие в методологических подходах и исследовательских методах классической и современной ее частей, так как за ними стоят принципиально различные когнитивные стили исследователей.

Почти три столетия вера в простоту мироздания и постулат о субъект-объектном отношении в исследовании являлись основными априорными положениями этой науки. В силу этого классическая физика стремилась иметь дело с хорошо организованными системами, а будущих физиков учили однофакторному эксперименту как единственному корректному средству получения и апробации научной информации, которая оформлялась в виде закона. Закон при этом понимался абсолютной категорией. Научение жестко детерминированному однофакторному эксперименту и специфической диалектике формировало у физиков когнитивный стиль, на котором следует подробно остановиться. Кризис физики в XX веке привел к появлению понятия «вероятности». С ним пришло понимание того, что мир сложен на всех уровнях организации материи. Закон был заменен новой категорией – модель. Модель – это не абсолютная категория. Одно и то же состояние конкретного объекта может описываться различными моделями, каждая из которых имеет право на существование. Специфика современных физических измерений выражается в том, что они носят как количественный, так и качественный характер. К тому же интересующая исследователя величина часто не наблюдаема и поддается лишь косвенным измерениям.

Сущностным при этом является то, что при одних и тех же значениях факторов возможны несколько различных значений функции отклика, а одинаковое описание приемлемо даже тогда, когда эксперименты проводятся в разных условиях. Понятие сложности связано также с явлениями, в которых наблюдаются необратимые, обусловленные эволюцией процессы и нелинейности, вызванные управлением.

НОВОСТИ

Для темы нашего доклада важным является принципиально новый когнитивный стиль физика. Этот стиль характеризуется когнитивной сложностью; отражающей степень категориальной расчлененности сознания индивида. В педагогическом аспекте это означает необходимость специфической подготовки учителя физики к овладению концепциями отбора содержания обучения. Разрабатываемая авторами методика формирования стиля деятельности, обусловленной когнитивной сложностью, проверялась в ходе реального учебного процесса в БГУИР и БГУ (Минск).

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
  • 27-03-2024 (18:30)

В каких случаях тренировки с весом собственного тела предпочтительнее упражнений со снарядами?