Начало весны не внесло изменений в список знаковых телевизионных персонажей. В качестве гостей немногочисленных ток-шоу и аналитических программ зрители увидели все те же знакомые лица. Причем кое-кто из них умудрился неоднократно "засветиться" на разных каналах, иногда даже в одно и то же время. Что, кстати, в очередной раз опровергало утверждения тележурналистов, клятвенно заверяющих зрителей в том, что работают они почти всегда "в прямом эфире".

Правда, без сюрпризов не обошлось. Некоторые из "записных ораторов" произносили с экрана не совсем привычные для себя слова.

Иногда создавалось впечатление, что отдельные политики и общественные деятели шутки ради поменялись листками с текстами своих выступлений.

Сказанное не имеет отношения к программе "Познер" (Первый канал), героем которой стал Егор Гайдар. Известный политик и экономист был верен себе.

Главной своей заслугой он по-прежнему считал то, что руководители страны "без катастрофы вышли из кризиса, связанного с крахом Советского Союза, мирно распустили Советский Союз", провели налоговую реформу и создали Стабилизационный фонд.

Думаю, что эти высказывания вряд ли стали для кого-то откровением. Более того, соратникам Егора Тимуровича, разделяющим его точку зрения, не требуется дополнительных доводов для ее подтверждения, а их оппонентов, напротив, не убедят никакие доказательства. Тем более что этих "доводов" и "доказательств" в программе оказалось маловато, а сама передача смотрелась скучно даже для известного своим "академичным" стилем Владимира Познера.

Гораздо интереснее сложилась дискуссия в молодежном ток-шоу "Только ночью" ("ТВ Центр"). Гости в студии обсуждали актуальную на сегодня проблему: нужно ли сажать за экономические преступления? Характерно, что

имена Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Василия Алексаняна и Светланы Бахминой в ходе обсуждения так и не прозвучали.

Но, без сомнения, каждый из выступавших помнил о них. Скорее всего, это во многом определило и направление всего разговора.

А разговор, повторяю, оказался любопытным. Вот здесь-то мне впервые и показалось, что некоторые участники дискуссии как бы "поменялись ролями".

Так, Алексей Митрофанов, недавний член ЛДПР, ныне представляющий тоже вроде бы "оппозиционную" партию "Справедливая Россия", неожиданно жестко поддержал позицию нынешнего российского руководства. Он сказал, что осужденные за экономические преступления "сидят" для того, чтобы остальные россияне боялись. Это, по его мнению, правильно. Иначе якобы страну ждет небывалый рост экономических преступлений, в том числе незначительных по объему нанесенного ущерба.

С Митрофановым не согласился прежде вообще-то лояльный к властям предприниматель Герман Стерлигов. Он заявил, что преступлением является как раз осуждение к лишению свободы за неуплату налогов, поскольку уплаченные налоги все равно будут потом разворованы продажными чиновниками. Стерлигов в этой связи с вызовом заявил, что на нем "нет греха", связанного с добросовестной уплатой налогов.

Но настоящий "бунт на корабле" поднял другой участник дискуссии, депутат Госдумы от "Единой России" Игорь Игошин. Он решил расширить обсуждаемую проблему и поставил под сомнение соблюдение законности и права в стране в целом.

Сперва Игошин рассказал о возмутительном случае, свидетелем которого довелось стать ему самому. Он вспомнил, как однажды в суде обвиняемый пожаловался судье на то, что во время следствия его били, заставляя дать признательные показания. На что судья спокойно сказала, что, если подозреваемый не признавался, видимо, так и нужно было поступать.

Отталкиваясь от этого примера, Игорь Игошин заявил, что многие правовые институты на нашей стране, включая представительную власть и судебную систему, являются не более чем ширмой. Большая часть населения страны прекрасно это понимает и принимает действующие "правила игры". Главное из этих правил заключается в "неприкасаемости" федеральной власти и невозможности проведения каких-либо изменений по инициативам, не исходящим непосредственно из недр этой власти. Депутат напомнил, что на федеральных каналах российского телевидения установился режим жесткой цензуры. Ни один канал не выпустит в эфир программу, неугодную властям.

После чего Игорь Игошин сделал логичный вывод, что этот его монолог также будет "вырезан" из готового к эфиру варианта программы.

Как видим, монолог депутата не "вырезали", что делает честь авторам передачи. Так же, как, естественно, и самому Игорю Игошину.

Заявление депутата вызывает искреннее уважение. Хотя ему, понятное дело, не позавидуешь. Всем хорошо известно, какая участь ждет в "Единой России" отступников от генеральной линии партии.

Но дело-то все в том, что Игорь Игошин в своем мнении далеко не одинок. Это блестяще подтвердило другое ток-шоу – программа Максима Шевченко "Судите сами" (Первый канал).

Тему для обсуждения авторы здесь выбрали в чем-то схожую с предыдущей. Гости спорили о том, спровоцирует ли экономический кризис рост преступности в нашей стране? Бывший замминистра внутренних дел, а ныне член Совета Федерации и Центрального координационного совета (ЦКС) "Единой России" Александр Чекалин ответил на этот вопрос положительно и даже подвел под свой ответ "научную базу". Генерал заявил, что человек является существом биологическим и для поддержания жизнедеятельности ему элементарно необходима пища. В случае отсутствия такой пищи, что, в свою очередь, возможно ввиду потери работы, многие вполне могут пойти на преступление.

Генерала буквально оборвал Вячеслав Глазычев, член официозной Общественной палаты и в недавнем прошлом соведущий тошнотворно-пропрезидентской программы "Реальная политика".

Глазычев предположил, что всплеск преступности возможен как раз в силовых структурах ввиду сокращения у милиционеров "кормовой базы".

А простые россияне, по мнению Глазычева, те, кто никогда не крал по моральным соображениям, не будут красть и впредь.

Ученого поддержал заместитель председателя Комитета по безопасности Госдумы, видный функционер "Единой России" Михаил Гришанков. Отвечая на предложение ведущего расширить полномочия милиции ввиду возможной угрозы роста преступности, он сказал, что полномочий у силовых структур сейчас более чем достаточно. Им надо только честно работать.

Тему эту вновь продолжил Вячеслав Глазычев. Он привел пример одного сельского района, в котором с 1990 года численность населения сократилась с 25 до 20 тысяч человек. Но при этом одновременно численный состав местной милиции вырос в три с половиной раза, с 80 до 270 человек. По мнению Глазычева, основной задачей нашей милиции сегодня является проведение серьезной чистки рядов, сокращение численного состава в три раза и повышение требовательности к оставшимся сотрудникам.

Это предложение вызвало искренний ужас у Александра Чекалина. Он сказал, что

любая чистка (а также, наверное, усиление требовательности) чревата дезорганизацией работы и даже "кровью, слезами и бедой".

Расхождения между отнюдь не рядовыми членами правящей партии тут, как мы видим, весьма серьезные, и касаются они кардинальных вопросов нашей действительности. Наверное, после этого нам, по меньшей мере, странно будет слышать заклинания руководства единороссов о царящем в партии единстве мнений и оценок. Теперь мы знаем, что и в рядах "медведей" есть немало тех, для кого понятия порядочности и чести оказываются выше сомнительной партийной корпоративной солидарности.

Как ни странно, узнали мы об этом благодаря все тому же, казалось бы, "зачищенному" до блеска российскому телевидению.

Может быть, лед все-таки тронулся?

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter