В минувший вторник "Ведомости" опубликовали сенсационную статью о готовящейся отставке бессменного лидера Республики Башкортостан Муртазы Рахимова с говорящим заголовком "Рахимов уходит". По данным издания, вопрос о смещении башкирского президента решен окончательно и на этой или следующей неделе последует неминуемая отставка. Администрация Рахимова слухи, подтвержденные ссылкой лишь на анонимный источник в Уфе, практически тут же опровергла. Суть официальной реакции региона состояла в том, что башкирский президент собирается возглавлять республику, по крайней мере, до 2011 года, когда истекают его определенные законом полномочия.

Типологически данная ситуация очень похожа на ситуацию с несостоявшейся отставкой подмосковного губернатора Громова в конце 2008 года.

Тогда "Русский Newsweek" (тоже издание федерального уровня) предсказывал скорый уход губернатора. Авторы статьи, как и в случае с Рахимовым, ссылались на почтенный возраст руководителя региона и указывали возможного преемника Громова из числа лояльных федеральных политиков.

И это не единственное подобное совпадение.

Сейчас, кажется, что каждый юбилей того или иного регионального тяжеловеса сопровождается слухами о его скорой замене.

Однако отметим, что всякий раз замены не происходит и почти все знаковые фигуры губернаторского корпуса лихих 90-х, будь то Лужков или Шаймиев, Илюмжинов или даже главный экономический регионалист Россель, остаются на своих местах. И пока они физически не теряют возможности контролировать регион, что недавно произошло с Егором Строевым, их и не думают снимать.

Слухи о смещении можно объяснить закрытым характером нынешней центральной власти, которая не только отобрала у народа право выбора региональных руководителей, но и проводит переназначения в режиме секретности, оставляя нам возможность только гадать, когда и кого снимут или назначат. В случае с Муртазой Рахимовым только отчасти.

На Рахимова давят сверху не потому, что он правит республикой на стыке Европы и Азии в авторитарном стиле, на него давят как раз за неполную подконтрольность Москве и достаточно эффективное управление сложным регионом.

Башкортостан стал уникальный для современной России национально-государственным образованием, в котором довольно последовательно проводится государственная политика обособления основных национальных общин республики. Башкиры, татары, русские, марийцы и люди некоторых других национальностей, компактно проживающие в той или иной части Башкирии, поощряются местной властью к тому, чтобы оставаться на своих местах и сохранять национальную идентичность. Во многом это связано с тем, что представители титульного этноса находятся здесь в меньшинстве, но при этом руководят республикой. Для них обособление и структурирование по национальным общинам помогает сохранить общий контроль над территорией, потому что разные общины выступают своеобразными противовесами друг другу и не могут объединиться так, чтобы составить подавляющее большинство.

Такой интересной схемы управления регионом в России, пожалуй, больше нет. А главное – эта система оказалась в данный исторический период устойчивой, хоть и очень далекой от демократических начал.

Уровень жизни здесь относительно высок, а национальная напряженность, неизбежная для столь полиэтничного региона, не выливается в масштабные открытые конфликты, как в похожем на Башкортостан Дагестане. Но именно эффективность схемы вкупе с высоким статусом Рахимова на российском политическом Олимпе, похоже, вызывает негативную реакцию Москвы. Вот если бы в Уфе сидел менее искушенный политик, слухов об отставке президента Башкортостана, наверняка, стало бы меньше.

Но убрать политического тяжеловеса в национальной республике во время сползания страны в кризис — значит обострить ситуацию с управляемостью регионов и дать сигнал о готовности Кремля к радикальной смене местных элит.

Это смена нынешнего сценария стагнации с периодическими кампаниями по мобилизации россиян на борьбу с внешним врагом (Грузия, Эстония, Украина и пр.), на мобилизацию внутреннюю, да еще и направленную не на интеграцию российской политической нации, а на расползание по "этническим квартирам".

То есть в Федерации уже сложилась патовая ситуация с ротацией элит сверху, которую можно описать, перефразируя известное "казнить нельзя помиловать", как "менять нельзя оставить". Резкая смена элит в национальных регионах на фоне усугубляющегося кризиса чревата хаосом. Несменяемость элиты ведет к консервации режима и усилению авторитарных тенденций.

Выход один: надо начать менять эту конфигурацию снизу. Но это уже тема для другой статьи.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter