Главной темой дискуссий политизированных блогеров Интернета на минувшей неделе стала жуткая, но вполне закономерная история ночного расстрела в московском супермаркете "Остров" в ночь на 27 апреля. Напомним: тогда опьяневший от колоссального количества алкоголя и так долго культивировавшегося среди высокопоставленных силовиков ощущения вседозволенности, 32-летний начальник ОВД "Царицыно" Денис Евсюков начал расстреливать продавцов и посетителей магазина. Он успел убить троих и тяжело ранить девять человек, пока его не обезвредили подъехавшие ППС-ники: 31-летний Андрей Бородич, 32-летний старший сержант Алексей Контиев и 33-летний сержант Сергей Монахов. Если бы не их подвиг, показавший, что еще сохранились на Руси смелые милиционеры, да только почему-то в основном на невысоких должностях, жертв могло бы быть на порядок больше.

Страшная трагедия в худших традициях "Дикого Запада XIX века" настолько потрясла интернет-сообщество, что, наверное, впервые сплотила практически всех "тысячников" блогосферы вне зависимости от политических взглядов.

Левые и правые, "несогласные" и "охранители", правдорубы-романтики и благодушные циники – все одинаково выражали крайнее возмущение, требовали ни в коем случае не спускать дело "на тормозах", не дать подонку уйти от ответственности, отправить в отставку милицейское начальство Москвы за бездарную кадровую политику.

Одной из первых выступила бард Екатерина Чевкина, по своим взглядам близкая к демократической оппозиции: "Мои наивные вопросы вот по этому поводу, – пишет она

    • Начальник милиции Москвы не подаст в отставку?

    • Президент/премьер, как водится, отмолчатся?

    • Мэр Лужков? Ау?

    • Если медэкспертиза покажет, что у майора тараканы под фуржакой, то кто ответит, что псих ходил с оружием в руках? Их что, не освидетельствуют ежегодно?"

"Послушал речь начальника московской милиции Пронина об инциденте с милиционером-стрелком, – пишет сценарист и публицист Олег Козырев. – И вот что было неприятно. Пронин оправдывал его. Оправдывал, понимаете? Не жителей защищал, не соболезновал родственникам погибших, а оправдывал убийцу, находя ему поводы и мотивы и давая отличную характеристику, оправдывал. И, кажется, искренне этого не замечал. Искренне".

При этом – оправдывая, фактически унижал всю остальную милицию: раз на такое способны лучшие из лучших – страшно даже представить, чего можно ожидать от худших, отмечает фоторепортер и фотохудожник Рустем Адагамов. А рядовые милиционеры, чьи имена вначале даже вообще не назвали и лишь потом заявили о представлении к наградам, рисковали жизнью, обезвреживая пронинского любимца со звездами на погонах.

Предполагая ставшее уже традиционным дальнейшее развитие событий в духе "шито-крыто, друзьям все, врагам – закон", публицист Станислав Яковлев горестно замечает, что, мол, теперь наверняка начнут говорить: "Он стал не преступником, но жертвой. Жертвой кровавых видеоигр, порнографии и насилия на ТВ. И отсутствия уроков ОПК в начальной школе. И анархии в Интернете. И молодежных неформальных движений, "пропагандирующих смерть и оккультизм". Намекая на то, что идеологи режима в своей героической борьбе с "шакалящими у посольств фриками и лузерами" уже в буквальном смысле слова "докопались до мышей": пытаются запретить молодежные субкультуры "эмо" и "готов", как в 50-е запрещали "стиляг", бурно обсуждают и осуждают гей-парады… Но годами закрывали глаза на происходящее с родной милицией и хвалили дубинки – "слава ОМОНу".

Однако под давлением общественного мнения даже кремлевские пропагандисты в этот раз среагировали вполне адекватно.

"Владимир Васильевич! У вас есть очень простой выбор, – пишет Олег Володин, обозреватель Политонлайн.Ru, обращаясь к Пронину. – Либо отвечает б… с майорскими погонами – и надолго отправляется в Нижний Тагил, после открытого суда, либо отвечают те, кто принял на работу психа и не смог "вычислить" его состояние – не только погонами и работой, но и уголовно. За бездействие, приведшее к трагическим последствиям. Потому что во время кризиса "людишки-то нервные". Про полную переаттестацию "пронинских соколов" – от стажера до генерал-майора я даже не вспоминаю – это обязательно "по умолчанию". Иначе требовать твоей отставки – со свистом вдогонку – будет уже не изрядно-порядочная братия, а охранители. И мы тебя снимем, будь уверен. У тебя две недели, Владимир Васильевич, – время пошло".

Политтехнолог Тимофей Шевяков написал открытое письмо мэру Москвы Юрию Лужкову и министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву с требованием "немедленной отставки начальника ГУВД г.Москвы генерал-полковника Пронина В. В. и независимого расследования вышеизложенных фактов с привлечением виновных к ответственности". Письмо подписали как известные в Интернете "согласные", так и "несогласные".

"Это существо, которому ВСЕ ПОЗВОЛЕНО, который стреляет по БЫДЛУ, – комментирует обнародованные в Интернете видеозаписи из "Острова" Павел Данилин, – это СВЕРХЧЕЛОВЕК. "Ему все сходило с рук. Насколько я знаю, у него много знакомых в УСБ МВД (Управление собственной безопасности – милиция внутри милиции) и ФСБ. А какой-то родственник, говорят, дружит с руководством ГУВД Москвы"…

…Оставим в стороне людоедское заявление Пронина, что все пошло от водителя-частника. Понятно, что если ты поссорился с водителем-частником, то ты можешь его спокойно застрелить. Так, наверное, в каждой ментовке учат. Но посмотрим на то, с какой работы ехал убийца в ментовской форме.

"В 13:00 Денис Евсюков покинул здание ОВД "Царицыно". О том, куда он отправился, знал только один человек в отделении – его близкий друг, начальник СКМ Максим Глухарев: в два часа дня у Евсюкова было назначено торжество в ресторане по случаю дня рождения. Там майор милиции, одетый в праздничный костюм, отметил свое 32‑летие (он родился 20 апреля). И там же начался конфликт, который позже стал причиной гибели двоих человек. Во время празднования Денис поссорился с 28‑летней женой Кариной (бывшей певицей "гламурной" группы "Стрелки"). Когда супруги вернулись домой, на улицу Домодедовскую, перебранка продолжилась. В конце концов среди ночи милиционер надел свой форменный китель с майорскими погонами, хлопнул дверью и пошел куролесить по городу".

Хорошо поработал – не так ли?

Ну а Пронин что делает? Выгораживает убийцу. Прививает к нему жалость. Дескать, не водку он жрал с двух дня, а на работе урабатывался…

"…Кровь людей на Пронине и на Лужкове. Она требует отмщения".

Исполнительный директор ОГФ Марина Литвинович выясняет, какой же именно родственник Евсюкова дружил с руководством московского ГУВД. Оказалось – все до банального просто и прямолинейно, как трамвай: его отец, Виктор Евсюков, тоже высокопоставленный милиционер, давний друг и земляк Пронина. Наверное, именно поэтому вопиющий случай, несмотря на почти полное единодушие общественного мнения, вызвал вначале замешательство в верхних эшелонах власти:

"Медведев не выразил слова соболезнования родственникам погибших и слова поддержки раненым. И Путин тоже ничего не выразил. Великая балерина умерла – это, конечно, печально и заслуживает выражения соболезнований, но вот когда обычных граждан в магазине расстреливает руководитель ОВД – неужели это не повод выразить сочувствие?

Я бы на месте Медведева попросила бы прощения у родственников погибших и у раненых. А помимо прощения четко бы обозначила, какие меры будут приняты по борьбе с коррупцией внутри милиции. Реорганизовать общественный совет при МВД, пригласить туда правозащитников, юристов, в том числе оппозиционно настроенных. Проводить заседания этого совета с участием президента. Вопрос настолько важный, что на такую меру можно пойти, не страшно. Упростить возможности для правозащитников проводить проверочные рейды по отделениям милиции, чтобы можно было проверить, как соблюдаются права задержанных.

А пока – Медведев попал впросак, вторично уволив уже уволенного начальника УВД по ЮО Москвы".

Безвозмездную же правовую помощь и психологическую поддержку родственникам жертв трагедии и потерпевшим в первые дни оказывали только правозащитники из фонда "Общественный вердикт".

Рискнем предположить, что, узнав о том, как "пронинские соколы" пытались обмануть и подставить президента, подложив на подпись указ о смещении "козла отпущения" – уже давно уволенного главного милиционера Южного округа Москвы – Медведев был основательно рассержен. И следы этой интриги тоже удалось обнаружить блогерам: "Часов около 18-ти Медведев уехал из Кремля, и больше новостей от него сегодня никто не ждал, – пишет ведущий радиостанции "Эхо Москвы" Владимир Варфоломеев.  – Но незадолго до 20-ти его кортеж неожиданно проехал обратно, и буквально через 10 минут после этого было объявлено об отставке Пронина. Интересно, что произошло в эти два вечерних часа?"

Возможно, Дмитрий Анатольевич в машине по привычке открыл Интернет, зашел, допустим, на сайт Каспаров.Ru или в те же блоги и узнал о том, как "ловко" его попытались обвести вокруг пальца. А заодно подивился единодушию общественного мнения. И в итоге "непотопляемому" ни после "Норд-Оста", ни после других терактов, ни после разгона "Маршей несогласных" Пронину-таки пришлось писать рапорт об отставке.

Что тут можно сказать?

Разве что – всегда бы так.

Но почему, чтобы было именно так, чтобы хоть в таком вопросе был подписан воспетый Евгением Гонтмахером мини-"пакт Монклоа",  нам нужно вначале ужаснуться пролитой крови?

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter