Появление на свет документа, в котором Дмитрий Медведев объявил об изменениях в списке предприятий, относящихся к числу стратегических, многих наблюдателей застало врасплох.

Напомню, что одиннадцатого мая президент исключил из списка стратегических предприятий сразу девять крупных подразделений оборонного комплекса: Воткинский машиностроительный завод, Ижевский мотозавод "Аксион-холдинг", головное особое конструкторское бюро "Прожектор", Московский институт теплотехники, научно-производственный комплекс "Альтернативная энергетика" (город Электроугли), производственное объединение "Баррикады" и Центральное конструкторское бюро "Титан" из Волгограда, Федеральный научно-производственный центр "Алтай" и Центральный научно-исследовательский институт специального машиностроения из подмосковного Хотьково.

Даже краткий перечень разработок и готовой продукции этих предприятий и институтов способен повергнуть в шок и трепет потенциальных врагов российской государственности.

Так, Московский институт теплотехники является разработчиком наших базовых на данный момент стратегических ракет "Тополь" и "Булава", а также новой ракеты РС-24, которая должна поступить на вооружение в конце текущего года. На Воткинском машиностроительном заводе ракеты "Тополь-М" становятся готовыми "изделиями" и отправляются из производственных корпусов на боевые дежурства. Продукция волгоградского объединения "Баррикады" в состоянии вооружить до зубов целую армию приличного государства. Здесь собирают "Тополь-М2" и "Искандеры" (которые наши политики время от времени используют в качестве "аргумента" в переговорах с Западом), боевые комплексы "Точка-У", "Пионер", "Ока" и "Берег". Здесь же производят переносные зенитно-ракетные комплексы "Штиль" и "начинку" для суперсовременного танка Т-90.

Не менее внушительно выглядят "прайс-листы" и у других предприятий, вошедших в новый президентский список.

Кстати, недоумение, вызванное появлением этого списка, было столь велико, что некоторые информационные агентства даже написали, будто указ Дмитрия Медведева появился "во исполнение" более раннего президентского указа за номером 1009 от четвертого августа 2004 года. На самом деле это совсем не так. Тот давний указ определял список предприятий, относящихся к числу стратегических. Впоследствии этот список несколько раз корректировался, естественно, в сторону сокращения. Свою лепту в данный "секвестр" внес и Дмитрий Медведев своим указом номер 526 от одиннадцатого мая. Согласитесь, что это трудно назвать "исполнением" предыдущего документа. Скорее, речь идет о его серьезном пересмотре.

Нет особой нужды строить догадки по поводу причин, вызвавших появление на свет президентского указа. О них сегодня говорят открытым текстом высокопоставленные чиновники и руководители оборонных предприятий. Источники в этих кругах сообщают информационным агентствам, что

девять "сокращенных" предприятий будут приватизированы и преобразованы из унитарных или федеральных государственных предприятий в открытые акционерные общества.

Правда, чиновники обычно подчеркивают, что в этих обществах сто процентов акций будут обязательно принадлежать государству. Но такая оговорка способна ввести в заблуждение разве что очень наивного человека. Экономисты и политологи хорошо знают, что даже в советские времена предприятия, формально находившиеся в "общенародной собственности", фактически являлись собственностью их руководителей и приближенных лиц. Что уж тут говорить о предприятиях, которые даже юридически будут считаться приватизированными, то есть частными?

Сколько бы акций "по документам" не находилось у государства, понятно, что заправлять делами на этих оборонных предприятиях будет узкая группа чиновников, пролоббировавших данное удобное решение.

То, что дело обстоит именно так, хорошо показывает пример уже упоминавшегося сегодня объединения "Баррикады". Из одного только перечня выпускаемой продукции понятно, насколько важно для российской экономики и обороны это предприятие. Косвенно также можно представить себе уровень культуры производства, научной и технологической оснащенности, на порядок превосходящей средние показатели по отрасли.

Как и многие предприятия того же профиля, "Баррикады" в течение последних десяти лет испытывали серьезные трудности, связанные с отсутствием государственных заказов и недостаточным финансированием. Последнее обстоятельство, в свою очередь, тормозило столь необходимые заводу техническое переоснащение и реконструкцию.

На словах высшие российские чиновники заверяли, что понимают стратегическую важность предприятия и сделают все возможное для финансового обеспечения его бесперебойной деятельности. Подобные обещания давал, в частности, Сергей Иванов, посетивший "Баррикады" в бытность свою министром обороны.

Но на деле события развивались совсем в другом направлении. Долг предприятия продолжал расти, в результате чего в 2008 году объединение было выставлено на продажу. Первоначально оборудование и цеха завода были проданы близкому к оборонному комплексу ЗАО "Русспецсталь". Но очень скоро "Баррикады" перешли в собственность волгоградского металлургического завода "Красный Октябрь". В итоге стратегическое предприятие явочным порядком переместилось в гражданский сектор производства и вместо "Тополей", "Искандеров" и "Пионеров" занялось выпуском оборудования для нефтяной и газовой промышленности. После чего стало окончательно ясно, кто на самом деле пролоббировал и организовал эту изящную рокировочку.

Полагаю, что в свете одного этого факта совсем иначе следует относиться к утверждениям некоторых наших "патриотически настроенных" политиков и промышленников, будто все беды российской промышленности являются следствием козней мировой закулисы. Вряд ли подобные утверждения можно расценивать иначе как проявление особого цинизма и элементарной человеческой подлости.

В этой связи я никак не могу согласиться с уважаемым мою журналистом Анатолием Барановым, который высказал предположение, будто появление президентского указа стало результатом теневых переговоров Медведева с Обамой. Баранов полагает, что американский лидер в качестве одного из условий "перезагрузки" наших отношений поставил ядерное разоружение России и Медведев пошел ему в этом навстречу.

Думаю, что американцы здесь ни при чем. Конечно, у них есть свои собственные интересы. Но

то, что "Баррикады" вместо оборонки работают сегодня на сырьевые отрасли, отвечает интересам не Дяди Сэма, а наших отечественных газовых и нефтяных магнатов.

Если дело так пойдет дальше, то к "Баррикадам" благополучно присоединятся и остальные предприятия великолепной восьмерки. Тут уж для окончательного разрушения нашего "ядерного щита" никаких усилий внешних врагов не потребуется.

Сами и разворуем этот "щит" и сами продадим то, что осталось. Без посторонней помощи.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter