Не так давно замглавы МВД Михаил Суходольский сообщил, что руководство ведомства намерено создать новую систему обучения российских милиционеров. Кто бы сомневался, что МВД начнет публично заявлять о "грядущих кардинальных изменениях". В свете московского побоища милицейский мундир оказался не просто запятнан — одним открещиванием от паршивой овцы не обойтись.

Потому в ход пошла демонстрация крупных реформ. Только уже поздно.

Раньше надо было менять систему подготовки кадров, адаптировать ее под современные, общепризнанные мировые стандарты.

Надо было этим заниматься в "окно возможностей" президента Путина в 2000-2001 годах. Но тогда приоритетом для власти было использование милиции для подавления мятежников на Северном Кавказе.

Нужно было это делать в такое же "окно" в 2004-2005 годах, но тогда власть мобилизовала милицию на подавление внутренней крамолы в виде "несогласных" и "оранжевых".

Была возможность начать реформу милиции и у Медведева, если бы он занялся этим сразу после прихода к власти. Но вот уже год и его президентства миновал, "а Германа все нет".

Менять систему отбора кадров без концептуальных подходов к тотальному реформированию МВД — это признавать, что в целом-то все хорошо, но есть некоторые недостатки. К сожалению, в системе уже сейчас работает по разным подсчетам (в зависимости от учета или неучета вольнонаемных сотрудников) от 1,5 до 2 миллионов человек. Среди этих людей такое количество потенциальных и реальных евсюковых, что смысла ставить фильтр на входе уже нет. Вся грязь давно внутри.

Уверен, что часть ответственности за гибель людей в московском супермаркете лежит и на российском президенте, поскольку он мог и должен был предпринять заметные шаги в направлении милицейской реформы. Общество уже мобилизовалось в своем неприятии милиции, а череда грандиозных скандалов с участием милиционеров только началась.

Сегодня стало очевидно, что отказ от реформы милиции в России является гарантией ее лояльности группе, находящейся у власти. Так обстоят дела на протяжении уже 10-ти лет.

Силовое хозяйство находится в настолько запущенном состоянии, что ничего не менять уже невозможно. Каждый день просрочки резко повышает цену, которую заплатит власть за реформу в итоге, причем заплатит своей легитимностью.

Классически в любом государстве доверие населения к власти в целом зиждется на доверии к полиции, к армии и к доминирующей религиозной конфессии. В России эта концепция трансформировалась в доверие населения к Владимиру Путину, лично гарантирующему людям благосостояние и растущий достаток. Мировой кризис логичным образом освежил сделку и обнажил наиболее проблемные места.

Милиция, концепция реформы которой была сформулирована еще в 1999-2001 годах, находится сегодня на таком маргинальном положении в общественном сознании, что уже всерьез конкурирует в нем с организованной преступностью. Формула "что бандиты — что менты, все одно", даже по данным социологических опросов, собирает все больше сторонников в обществе.

Пока власть с трудом реформирует армию, преодолевая внутреннее глухое противодействие, и продолжает заигрывать с Русской православной церковью, милиция как орган наиболее близкий к каждому из нас перешла в фазу тотального разложения.

Что и как менять? Это главный вопрос. Если говорить тезисно, то необходимо:

  1. Создать на базе криминальной милиции федеральную полицию, осуществляющую оперативно-розыскную деятельность по узкому кругу дел: преступления федеральных чиновников, преступления в отношении федеральных чиновников, федеральных структур, на территории федеральных структур, дела национальной безопасности.
  2. "Федеральные" категории дел следует поручить Следственному комитету при прокуратуре. Там же стоит сохранить функцию расследования преступлений, совершенных сотрудниками местной милиции.
  3. Упразднить милицию общественной безопасности, отдав ее на откуп региональным властям, жестко регламентировав ее полномочия. Можно сохранить название "местная милиция", передав ей всю функцию дознания (все, что не относится к ведению федеральной полиции).
  4. Предоставить населению выбирать начальников местной милиции в регионах. При этом предъявлять законодательные жесткие требования к кандидатам.
  5. Передать криминалистическую функцию, информационный центр, лицензионно-разрешительную деятельность и т.п. в Министерство юстиции. Очевидно, миграционная служба должна действовать как самостоятельное ведомство.
  6. Вывести за штат 100 процентов личного состава подразделений, которые составят основу федеральной полиции, оставив людей с привязкой "и.о.", и провести силами специально для этих целей созданной аттестационной комиссии несколько проверок: психологическую, профессиональную, физическую, медицинскую, — подняв планку до уровня мировых стандартов.
  7. Сформировать на базе департамента собственной безопасности отдельную службу, подчиняющуюся директору федеральной полиции и занимающуюся оперативно-розыскной деятельностью в отношении сотрудников федеральной полиции и, возможно, местной милиции. Первой задачей службы должен быть подрыв теневой экономической основы полиции и милиции на территории всей страны, начиная с "крышевания" ночных стоянок, заканчивая масштабными махинациями с федеральной собственностью и заказными уголовными делами в отношении коммерсантов.
  8. Привести соотношение числа полицейских на тысячу жителей в соответствие с общепризнанным стандартами, установив его законодательно как для федеральной полиции, так и для местной милиции.
  9. Расформировать отряды особого, специального назначения, быстрого и оперативного реагирования, создав из числа лучших бойцов отряд федерального подчинения для решения силовых задач особой сложности.
  10. Запретить на законодательном уровне занимать должности в федеральной полиции и местной милиции ранее судимым гражданам. Это стоит прямо прописать.

Павел Чиков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter