С 21 по 23 мая проходил тринадцатый по счету Всемирный русский народный собор, торжественно открывшийся в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Мероприятие это громкое и официозное. Правда, есть все основания сомневаться в его осмысленности. Происходила ли на нем в последние годы сколько-нибудь острая дискуссия? Были ли приняты какие-то решения, серьезно повлиявшие на церковь или общество? Собор представляет собой, скорее, "парад тщеславия", на котором церковные функционеры, чиновники (уровня министров и полпредов) и "деятели культуры" (председатели различных творческих союзов) могут продемонстрировать друг другу свою статусность. Никто "со стороны" там не выступает. Только "свои".

Впрочем, это бесполезное мероприятие с приходом нового патриарха едва ли станет менее масштабным. Ведь именно митрополит Кирилл в 1993 году поддержал инициативу создания Собора. В частности,

он использовал его, чтобы налаживать связи с русским зарубежьем, что должно было помочь в переговорах с Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ).

Символично, что на открытии прошлого Собора выступали патриарх Алексий II и митрополит Лавр (первоиерарх РПЦЗ). Сейчас ни того, ни другого уже нет. Пришла новая эпоха. Но Собор остался. Если раньше митрополит Кирилл посредством Собора решал вопросы преимущественно "аппаратного" характера, усиливая свое присутствие в церкви, то сейчас, когда победа достигнута и патриарший куколь получен, основная функция Собора – продемонстрировать всем, что между РПЦ МП и государством существует "симфония", которая закреплена функционированием периодически созываемого органа.

Как и в прошлом году, так и в этом Всемирный русский народный собор был увязан с темой молодежи. "Экология души и молодежь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления", — под таким названием его провели. Пожалуй, наиболее нашумевшим мероприятием стала встреча патриарха с молодежью на стадионе "Измайлово" 23 мая. Действительно, звучит ново и многообещающе: "патриарх собирает стадионы". Алексий II подобных мероприятий не проводил.

Впрочем, неизвестно, удалось ли бы патриарху заполнить стадион без помощи департамента молодежной политики Москвы, собравшего по разнарядке студентов из 170 московских вузов, и без помощи пары дружественных ректоров, организовавших особенно крупные делегации своих подопечных. Активистов к спорткомплексу "Измайлово" привезли и "Молодая гвардия", и подмосковное движение "Местные". Так что в итоге стадион почти заполнили.

Выступление патриарха Кирилла перед молодежью, посвященное актуальным проблемам современности и кризису, по своей риторике практически не отличалось от кремлевских.

Патриарх говорил о "мрачных 90-х", когда "мы могли потерять Россию". В Кремле любят демонизировать прошедшее, ельцинское десятилетие, чтобы на его фоне подчеркнуть собственные "достижения". "Церковь, находясь вне политики и не отдавая никаких предпочтений тем или другим политическим силам, утверждает, что сегодняшний курс страны соответствует нашим национальным интересам", — поведал патриарх. И немедленно предостерег: "Не дай Бог, если спекуляция на экономических трудностях, которые... были принесены извне, вернет нас... в реальность 90-х годов".

Иными словами, товарищи, верной дорогой мы идем под руководством Путина-Медведева, и не дай бог нам с нее свернуть.

Патриарх уверял молодежь, что за кризис ответственны не власти, а это самое "извне", а конкретно, безнравственные США, в которых напечатали слишком много "бумажек известного цвета".

Не забыл Кирилл сказать и о недавно созданной комиссии по борьбе с попытками фальсификации истории. "Нравственный релятивизм" он увязал с теми, кто пытается "опрокинуть достижения нашего народа в борьбе с фашизмом". И если хранителем истины нравственной, согласно Кириллу, является церковь, то хранителем истины исторической, развивая его же аналогии, является государственная власть…

Вообще, не перестаешь удивляться, насколько целостный и тотальный дискурс выработан нынешним режимом. Между выступлениями премьер-министра, новостными выпусками и выступлениями патриарха практически нет разницы. Везде одно и то же: враг на Западе, единственно правильный курс, позволивший преодолеть "черные девяностые". И везде мальчики и девочки в майках "Молодой гвардии", которые, наверное, не видят большой разницы между очередным "антикризисным митингом" "Единой России" и выступлением патриарха. Полная церковно-государственная "симфония". Единая идеологическая модель функционирует на всех уровнях системы.

Помимо молодежного, другим направлением работы Собора в этом году была проблема борьбы с алкоголизмом. Но, как уже сказано выше, Собор призван демонстрировать идеологическое единство, а вот реальных, конкретных решений на нем не вырабатывается. Поэтому предложения Собора относительно того, как снизить потребление алкоголя в России, скорее всего, так и останутся на бумаге. Да оно и лучше — ввиду курьезности многих из них. Так, соборяне указывают на высокий уровень потребления суррогатного алкоголя в России. Но при этом рекомендуют "поэтапное повышение акцизов на алкоголь, особенно на крепкие напитки, темпами, превышающими инфляцию". Понятно, что эта мера, в результате которой алкоголь подорожает, в условиях кризиса как раз только повысит потребление дешевых суррогатов и, соответственно, повлечет за собой учащение случаев отравления некачественным алкоголем. Не думаю, что эта простая мысль не пришла в голову участникам Собора. Но они, зная, что их "предложения" на самом деле никому не нужны, даже не дали себе труда разработать их на более серьезном уровне. Написали, опубликовали, создали видимость активного обсуждения – и забыли.

Зато разнообразные "деятели культуры" не забывают о своих собственных интересах. Одним из решений ВРНС стало требование передать дом Союза писателей на Комсомольском проспекте в собственность Союзу писателей России. Так слезы и наворачиваются на глаза, когда читаешь, как страдают "мастера русского слова" и "творцы современной российской литературы", до сих пор не заполучив в собственность эти квадратные метры. Ах, как аморальны претензии "десятка чиновников" (по словам участников Собора) из Росимущества, запрещающего "мастерам слова" сдавать свои помещения в субаренду! Наверное, расцвела бы наша литература, если правление Союза писателей пользовалось бы вовсю помещениями на Комсомольском проспекте не на правах арендатора, а на правах собственника.

Напомним, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев (интересно, кто-нибудь может вспомнить хоть одну книгу, которую он написал?) также является заместителем главы Всемирного русского народного собора.

Так что неудивительно, что Собор "не забыл" о нуждах "мастеров слова".

Официозный и помпезный "всемирный" Собор оставляет какое-то неприятное впечатление. Гора родила мышь. После "всемирного" Собора остается несколько никому ненужных бумажек. Собор озабочен мелочными интересами. После этой "мыши", которую каждый год рождает "всемирное" непонятно что, хочется помыть руки.

А между тем в самой РПЦ МП назревает актуальность Поместного собора. Его созыва требовал епископ Диомид, но Диомида заставили замолчать. Патриарх Кирилл "управится" и без Поместного собора. Вместо этого он будет каждый год созывать псевдовсемирные псевдособоры.

Александр Храмов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter