Общеизвестно, что за счет поддержки предпринимательства государство решает проблемы повышения уровня благосостояния и, как следствие, образованности населения. Но как раз от этого в России стараются воздерживаться. Кому же у нас нужен умный и образованный электорат или рабочая сила…

Трагедия маленького бизнесмена

25 июля 2008 года правительство России своим постановлением установило критерии, по которым предприятие относят к микро-, малому или среднему бизнесу. Микропредприятием признается бизнес с оборотом до 60 млн рублей в год и количеством сотрудников, не превышающим 15 человек, малым – до 400 млн рублей и до 100 сотрудников, средним – до 1 млрд рублей и до 250 сотрудников. В условиях экономического кризиса, по мнению экспертов, именно малый бизнес, требующий меньших ресурсов (человеческих, денежных и временно-пространственных), может стать "Ноевым ковчегом". Может – если этот ковчег не потопят глобализация с одной стороны и коррупция – с другой.

В Европе на долю сетевых магазинов приходится 65 процентов розничного товарооборота. В США – 80. В радиусе одного километра от сетевого магазина умирает около 100 небольших торговых точек. И России развития сетевого ритейла тоже не избежать. В том же Воронеже только за последние несколько лет появилось с десяток многопрофильных торговых центров. Некоторые, что подмечают приезжие москвичи, с полупустыми прилавками… Аренда там не по карману малому бизнесу.

При этом бизнесмены, которые торгуют в киосках, павильонах и тонарах, осознают неизбежность своего перепрофилирования. Это вопрос времени, уверены они.

– Но пока рынок принимает наши услуги, мы хотим и будем работать, – рассказывает Татьяна Гончарова, председатель правления Воронежского объединения предпринимателей. – На наши услуги есть спрос. Мы работаем в шаговой доступности, на доверии покупателей к продавцам. Мы идем навстречу покупателям, работая круглосуточно. Мы получаем прибыль и платим налоги, пополняя городскую казну. Именно поэтому мы выступаем и постоянно обращаемся к мэрии на митингах, пикетах и официальных встречах за сохранение нашего бизнеса и рабочих мест, что особенно важно в период роста безработицы.

Предприниматели просят мэрию ввести мораторий на демонтаж киосков и павильонов, который запланировали в этом году на 26 улицах Воронежа (еще на 70 запретили ставить киоски и павильоны вообще). Именно таким бесхитростным методом чиновники от архитектуры хотят уйти от "курятников" и от "собачьих будок", вмиг облагородив облик Воронежа. Предпринимателям это как ножом по горлу…

Рубят сук, на котором сидят

Название основного документа, регулирующего деятельность малых предприятий России, звучит как законодательная насмешка: закон "О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ". То есть в самом законе предусматривается поддержка. На деле малый бизнес гноят, режут и рвут на куски.

Чего стоит одна разрешительная документация на право торговать в своем киоске – и нервов, похоже, больше, чем денег. Через это проходят все предприниматели, пожелавшие стать независимыми. Выходит, за одно только желание получить финансовую независимость человек уже обязан платить и платить в два кармана (в государев и в чиновничий). Ведь априори независимыми в России – от своего народа и от обязательств – могут быть только представители вертикали власти.

– Начиная свое дело, через муки адовы проходят все предприниматели, – рассказывает предприниматель Наталья Деревенских. – В списке документов, которые надо получить при установке киоска, 14 пунктов. Раньше было 16. В комитете главного архитектора дают "бегунок" – список, кого обежать. Он действителен 2 месяца. Нужно собрать 14 подписей в разных инстанциях. Чиновники не рассматривают заявление меньше чем за 3–4 дня. При этом почти все подписи официально платные.

И, по словам предпринимателей, им приходится платить еще и "на лапу" чиновнику. В Водоканале могут обязать покупать насос. В управлении архитектора намекают, что если заказать проект не у них, то согласовывать его придется очень долго. Требуют принять обременение по уборке прилегающей территории, подвала, по реконструкции стояков в подъездах. Пожарные открыто просят денег. В администрации района предпринимателя просят заплатить 20 тысяч на облагораживание территории. Сюда надо прибавить магарычи – одних нужно сводить в ресторан, другим накрыть поляну. За сбор подписей приходится платить официально порядка 50 тысяч, куда больше идет на "благотворительность". Таким красивым словом сейчас именуют взятки.

Другая напасть – это проверки пожарных и милиции. Стражи порядка изымали товар и кассовые аппараты из киосков. Возвращать их приходилось через суд.

А теперь еще на голову малого бизнеса обрушился незаконный, без суда и следствия, демонтаж киосков. По мнению предпринимателей, власть действует бандитскими методами, используя при этом административные ресурсы (милиция, поставщики электричества, воды). В этом убедились предприниматели торгового ряда на Пушкинской, которые в одночасье лишились бизнеса.

– Одни после разрушения наших киосков пошли в суды, другие слегли в больнице, – рассказывает Наталья Деревенских о судьбах своих коллег.

При этом непонятно, зачем чиновники хотят уничтожить малый бизнес? Где они в этом случае будут брать вожделенные благотворительные средства? С чего будут получать зарплаты, как не из поступлений налогоплательщиков, в числе которых и представители малого бизнеса?..

Как рассказывают предприниматели, на улицах, где объявлена большая чистка, где запретили продлевать разрешения на торговлю в киосках и строить новые, как ни в чем ни бывало, стоят и работают киоски родственников чиновников и депутатов. В их же числе и павильоны щедрых благотворителей. За 2 миллиона благотворительных рублей предприниматель получил разрешение на установку киоска на одной из "запретных" улиц.

Пока звучит наш голос…

Члены Воронежского обединения предпринимателей работают и живут под оптимистичным лозунгом "Чем больше нас, тем увереннее звучит наш голос". И это вопреки тому, что чиновники и властные структуры запрещают им свободно высказываться и выступать на акциях протеста, что решения судов, принятые в пользу предпринимателей, остаются без исполнения...

Предприниматели (в объединении их около 200 человек) вместе обращаются в суды, проводят обучающие семинары, организуют конкурсы для студентов профильных учебных заведений. Чтобы чиновники огульно не обвиняли малый бизнес в незаконности и антисанитарии, члены объединения взялись за инвентаризацию всех киосков и павильонов города (по предварительным данным, их больше 3000) – проезжают, фотографируют, заполняют анкету – где какой киоск стоит и в каком состоянии пребывает. В общем, сами себя и считают.

Мэра Сергея Колиуха предприниматели просят и призывают наладить с ними диалог, выдвигая при этом целый перечень требований. Среди них – упрощение порядка оформления земельных участков; увеличение срока рассрочки приобретаемой недвижимости с 3 до 7 лет; мораторий на снос киосков и павильонов; принцип "одного окна" при установке некапитальных сооружений; повышение ответственности чиновников за нарушение сроков рассмотрения документов. Предприниматели просят предоставлять по согласованию с ними равноценные места для переноса их некапитальных сооружений и привлекать представителей малого и среднего бизнеса в качестве соинвесторов при реализации инвестиционных проектов города.

Хочется верить в то, что вместе предприниматели смогут противостоять чиновничьему молоху. Ну а пока у них намечены очередные пикеты и митинги. В борьбе за экономическую независимость.

Антон Туманов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter