Нынешнее бабье лето ознаменовалось расцветом околополитической литературы и растущего интереса к ней. На минувшей неделе все хоть чего-то да написали: журнал GQ — свою версию взрывов домов в Москве 10-летней давности, которую не решились публиковать в России, но которую перевели и распространили блогеры. Отстраненные от участия в выборах в Мосгордуму кандидаты "Солидарности" обнародовали в Интернете переписку с избиркомами, обличающую столичных чиновников. Блогеры-историки вели бурную дискуссию по поводу призыва священников РПЦЗ реабилитировать генерала Власова.

Но самое активное обсуждение сконцентрировалось, пожалуй, вокруг двух других "бестселлеров" сентября: независимого экспертного доклада Бориса Немцова "Лужков. Итоги", изданного многотиражной брошюрой и уже раздаваемого на улицах Москвы, и статьи президента Медведева "Россия, вперед!", опубликованной на сайте Газета.Ru.

"Читаю доклад Немцова. Это кайф. Марожено, — пишет лидер молодежного движения "Смена" Станислав Яковлев. — "В 1991 году Елена Батурина создает компанию "Интеко", выпускающую пластмассовые бытовые товары: ведра, тазы, одноразовую посуду". Эх, найти бы те тазы. Интересна стоимость подобного таза сегодня на каком-нибудь аукционе. "Лот номер 14-88. Первый таз Елены Батуриной". Изготовлен собственноручно, ага".

"Доклад издан тиражом 200 тысяч экземпляров, и его можно найти здесь, — пишет сам Борис Немцов, член бюро движения "Солидарность". — Внушительный тираж (самый большой за все время издания подобного рода докладов) связан с тем, что я хочу, чтобы правду о Лужкове знали как можно больше москвичей".

Подводя итоги деятельности столичного главы, Немцов описывает еще более скандальные подробности и приводит еще более шокирующие факты,

чем знаменитый "телекиллер" Доренко в своей телепередаче 10 лет назад. И опровергнуть сообщения Немцова трудно — он вообще не открывает никакой "Америки", а лишь сводит воедино данные, уже опубликованные ранее в открытых источниках: газетах "Коммерсант" и "Ведомости" и даже в прокремлевских "Известиях", "Комсомольской правде", "Аргументах и фактах". Оперирует информацией Госкомстата и самого московского правительства! Но стоит собрать эти "звенья" в единую цепь, как она приобретает совершенно чудовищный вес.

"Москва стала одним из самых дорогих городов мира, — продолжает Немцов, — социальное расслоение, разрыв доходов между богатыми и бедными в Москве — 42 раза. Это рекорд не только для России, но и для мировых мегаполисов. Коррупция перестала быть проблемой, а стала системой. Только за последние десять лет Лужков подписал десятки постановлений, позволивших жене получить право на застройку 1300 га московских земель. В результате приватизации ДСК-3 Батурина стала контролировать около 20 процентов рынка жилья в Москве.

Москва стала одной из самых опасных для жизни столиц. По уровню убийств она пятая среди крупных городов мира

после Каракаса, Кейптауна, Нового Орлеана и Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея). Из-за тяжелой экологической обстановки в Москве в 1,5—3 раза выше уровень заболеваемости онкологическими болезнями, болезнями эндокринной системы, врожденными пороками, болезнями органов дыхания, чем в среднем по стране.

Стоимость строительства дорог самая высокая в мире, и при сложившейся системе проблема пробок не будет решена никогда. Также в силу предельной коррупции и монополизации строительного рынка цены на жилье в Москве сложились заоблачные и продолжают оставаться таковыми, несмотря на кризис. Для приобретения жилья эконом-класса среднестатистическая московская семья должна копить более 30 лет. В Москве существенно выше промышленный спад — более 25—28 процентов в 2009 году от объемов 2008 года, тогда как в России — 14,8 процента".

Москве в России любят завидовать, а ее благополучие преувеличивать. Завидовать же, как видим, особо нечему: жизнь не "товарища начальника" с портретом Железного Феликса на стенке, а простого человека в столице — не сахар. И даже более высокие доходы растекаются на столь же более высокие расходы. В бесплатном остатке — выхлопные газы.

"Сегодня после презентации доклада прямо из офиса пошли раздавать книжку москвичам к метро "Третьяковская", — продолжает другой член бюро движения "Солидарность" Владимир Милов. — Раздали тысячу экземпляров меньше чем за полчаса. Милиция нас не трогала, и вообще ее не было видно — видать, все были заняты знакомством с новым начальником ГУВД".

Впрочем, милиция, оказывается, приходила. Об этом упоминает журналист и сценарист Олег Козырев: "Смотрите видео, как Немцов ставит автографы на своем докладе. В видео есть несколько любопытных моментов. Например,

милиционер пришел вроде как пресечь и не допустить, а в итоге ушел с докладом и не препятствовал.

Также на 3 минутах 53 секундах — там случайно не президент Татарстана Шаймиев подошел к Немцову за книжкой?" (Проверили по карте — постпредство Татарстана действительно находится недалеко от места раздачи.)

Немцовская критика оказалась настолько "убойной", что все интернет-"охранители" до сих пор держат многозначительную паузу "гоголевской" немой сцены. С одной стороны, вроде бы грех не "полить" Немцова. С другой — сами сколько раз нещадно разоблачали в своих блогах и неподъемность ипотеки, и дороговизну жилья, и преступность, как этническую, так и "евсюковскую"… И сколько раз на протяжении аж десяти последних лет "по секрету" шептали френдам: "Лужкова вот-вот снимут!"

Не самую блестящую критику из-под пера некоего Максима Кваши с трудом удалось отыскать лишь на новом блог-сервисе Slon.Ru. Но даже и Кваша, критикуя Немцова в статье с говорящим подзаголовком "Казалось бы — при чем тут Лужков?", не мог не написать: "Претензии во многом справедливые. Москва — город, дорогой для жизни, неудобный для бизнеса, враждебный к приезжим, чудовищно коррумпированный, список можно продолжать еще долго…"

Но поднимемся уровнем выше — от мэра к президенту, вслед за своим интервью "Новой газете" опубликовавшего статью на другом довольно вольнодумном ресурсе — на Газете.Ru. Статью, мягко говоря, тоже "вольнодумную": всего пару лет назад высказываемые в ней мысли скорее звучали на "Маршах несогласных", чем на берегах озера Селигер и в единороссовских панегириках "национальному лидеру". Тогда за слова о "нестабильном Кавказе", бездарной социальной политике, неэффективной экономике и несовершенной демократии" хорошо если называли только "фриками" и "лузерами", а бывало и "шакалящими у посольств". Бывало, выгоняли с работы, арестовывали и даже убивали — Анну Политковскую и Юрия Червочкина, а потом еще и глумились на их похоронах.

Теперь же и сам

Медведев признает, что проблем в России — выше крыши. И по своему философскому смыслу его статья ближе к разработкам ИНСОРа,

даже и в минувшем году еще с гневом отвергавшимися ортодоксальными охранителями и именуемыми "юргенсовой гонтмахерней".

Неудивительно, что в данном вопросе "птенцы гнезда сурочьего" вновь оказались в растерянности: не говорить же, что сам президент "мелет гонтмахерню"! И перво-наперво смогли выдавить из себя лишь по паре абзацев тривиального набора слов. Разбирать "по-косточкам" медведевские тезисы принялись вновь оппозиционеры и независимые журналисты.

"Дмитрий Медведев и творческий коллектив кремлевских авторов, похоже, написали такое Послание, которое совершенно невозможно читать перед членами Федерального собрания, — пишет исполнительный директор ОГФ Марина Литвинович. — Написали, прослезились. Поняли, что аудитория теперь не в тронных сусально-золотых залах Кремля, а в Интернете, среди тех, кто не встроен в нынешнюю управленческо-бюрократическую систему...

В Кремле, в среде традиционных слушателей посланий было бы встречено холодно: "создавать новую Россию" там желающих немного — глядишь, еще потеряешь в этой новой России свое теплое местечко — зачем такой риск? Медведев предложил, по сути, небольшую антибюрократическую революцию, смысл которой в появлении некоего нового политического субъекта, названного "мы":

"Мы" будем делать перемены, а некие "ОНИ" — "влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих "предпринимателей" — будут нам мешать".

Пожалуй, самое интересное... в послании именно это "мы". Президент пригласил к сотрудничеству "всех, кто разделяет (его) убеждения и тех, кто не согласен (с ним), но искренне желает перемен к лучшему". Сотрудничество — это слово-обманка, потому что остается совершенно непонятным, что именно должен сделать человек, желающий сотрудничать? Тут только нехорошие аналогии напрашиваются…"

Марина Литвинович отмечает, что уже однажды давала интервью о сложившейся в современной России политической системе и в числе прочего упоминала об отсутствии даже не "социальных лифтов", а хотя бы "калиток", через которые у рычагов управления могли бы оказаться действительно свободные, критически мыслящие, уверенные в себе люди. А не действующие по принципу "чего изволите-с" услужливые ко всякому самодурству пропагандисты и малограмотные селигерские клоуны.

"В нормальной политической системе "калитки" вообще не нужны, — продолжает она, — мое "изобретение" лишь "костыль" для российского политического инвалида. В нормальной системе вход в политику возможен через выборы, через действительную политическую конкуренцию, через идеологические дебаты, через структуры гражданского общества. Сейчас же — попробуй, зарегистрируй партию! Зарегистрируйся для участия в выборах! Стало или сложно, или невозможно зарегистрировать даже общественное объединение или некоммерческую правозащитную организацию.

Любая независимая политика, любая попытка движения в легальное политическое и общественное пространство пресекается на корню.

И потому призыв Медведева к свободным гражданам стать "МЫ" упирается в вопрос: "А куда входить? В какую башню Кремля? В какой подъезд на Старой площади?"

Это все глупые вопросы, потому что речь должна идти об изменении политической системы, чтобы вопрос о "входе" не возникал. Политический класс должен всегда знать, куда идти, если президент объявляет мобилизацию. А ведь Медведев ее, по сути, объявил. Сказав "А", говори "Б". Многие же, кто действовал, или в тюрьме, или на том свете. Лучше судьба у тех, кто уехал. Система кушает любого, кто "высовывается". Медведев — в политической пустыне, любовно выжженной его предшественником".

"Статья Медведева — еще один грозный начальственный писк о недопустимости каких-либо политических перемен.

Заклинаниями о модернизации прикрывается ожесточенная грызня номенклатурных кланов за контроль над сокращающимися финансовыми потоками. Но прав Медведев, напоминая всем, что это — наша страна. НАША СТРАНА, задыхающаяся под горами номенклатурного мусора. Разнокалиберного мусора, который, кроме нас самих, никто не выкинет на помойку истории", — отмечает член бюро "Солидарности", лидер ОГФ Гарри Каспаров.

Блогер Норвежский Лесной резюмирует: "Краткое содержание статьи: в принципе Медведев описывает Россию как загибающегося от рака слепого мальчика, у которого на прошлой неделе еще и ноги отрезали, и мальчику этому очень фигово — ножек нет, глазки не видят, ходить приходится под себя, варенья не приносят, питаться — через трубочку, девочки не только не дают, но еще и не любят, а впереди — очередной курс химиотерапии, убожества и т. д., поэтому и в кино не сходишь, и на карусели не покатаешься, и остается только мечтать, размышляя о настоящем и будущем и определяя вектор своего развития. И вот лежит себе этот мальчик под капельницей, кашляет и мечтает. И все его мечты — о том, как он непременно выздоровеет, перестанет мочиться под себя, отрастит ноги, прозреет, вымоет шею, полетит в космос, победит в "Формуле-1" и откроет, наконец, собственный бар".

"Обещания о приватизации будущего, команда "огонь по штабам!", призывы ускориться исходили от полновластных лидеров, — пишет в своем интернет-дневнике журналист Дмитрий Шушарин. — Если же, повторю еще раз сказанное, они исходят от главы государства, не имеющего возможности ни сместить, ни даже публично критиковать главу правительства, то, как сказали бы в Одессе, мы имеем одно недоумение.

Но ведь текст этот писали, согласовывали, правили, какое-то содержание в него напихивали... Посмотрим все же, что за картину страны и мира он представляет узкому кругу россиян — читателям Газеты.Ru.

Да никакую, в том-то и дело. Если значительная часть текста написана в будущем времени и повествует, как все хорошо будет устроено, и будем мы "пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах", то значит, что

авторы более всего боятся сказать лишнее о настоящем времени.

О нем, правда, кое-что сказано, но стратегического понимания ситуации нет. Как нет и не может быть стратегии достижения целей".

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter