С момента аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии прошло почти два месяца. С тех пор были обнародованы выводы комиссии Ростехнадзора о причинах и виновниках аварии. Также начались работы по восстановлению ГЭС, в процессе ликвидации последствий аварии активную роль играет государство. Прежде всего в лице отдельных чиновников, чья вина в произошедшем видна невооруженным глазом. Речь идет о вице-премьере Игоре Сечине, который является куратором ТЭК и возглавляет правительственную комиссию по электроэнергетике, а также о министре энергетики Сергее Шматко.

Правительству за год реформирования не удалось заставить частные энергетические компании, которые образовались после ликвидации РАО "ЕЭС России", выполнять инвестпрограммы

(как известно, это является главным обязательством инвесторов). Угрозы административного давления Игоря Сечина должного эффекта не дали. В результате государство вынуждено было идти на уступки частным компаниям, постоянно откладывавшим ввод новых мощностей, что позволило бы несколько разгрузить уже существующие энергетические активы, техническое состояние которых оставляет желать лучшего.

После катастрофы на СШ ГЭС правительство так и не включило в повестку дня проблему "выполнения инвестиционных обязательств в срок". Кроме того, частные компании, которые присутствуют в Хакасии, пока не сообщают о своих намерениях придерживаться утвержденной еще до ликвидации РАО "ЕЭС" инвестпрограммы.

По сути, именно Игорь Сечин, оставаясь и правой, и левой рукой премьер-министра Владимира Путина, курирует процесс реформирования электроэнергетики после ликвидации РАО "ЕЭС", которое возглавлял тогда Анатолий Чубайс. Таким образом, получается, что в идеале политический удар должен был быть сделан по вице-премьеру, так как именно он является ответственным за реформу. Однако протекция Владимира Путина и собственный "административный" вес позволил куратору электроэнергетики избежать наказания.

Более того, Сечин возглавил новую правительственную структуру — комиссию по расследованию аварии на СШ ГЭС. Связав причины катастрофы с неудовлетворительным процессом реформирования электроэнергетики, он выдвинул идею, согласно которой будет усилен технический контроль на самой станции. А это означает, что Ростехнадзор получит дополнительные возможности контролировать процесс расходования выделенных из бюджета средств на восстановление гидроэлектростанции. Сечин также запланировал усилить влияние государственных органов на ситуацию на СШ ГЭС.

Плюс ко всему, встав во главе комиссии, Сечин получил возможность контролировать процесс отбора кандидатов на роль "виноватых" в аварии.

Именно эта функция позволила продавить идею о том, что в катастрофе на ГЭС "виноват" именно Анатолий Чубайс, который передал Игорю Сечину электроэнергетическое хозяйство в полуразрушенном состоянии.

Однако за аварией не последовали какие-либо политические удары по бизнесменам и бюрократам высшего уровня. По всей видимости, не будет реальных последствий и для самого Чубайса, который, как стало известно совсем недавно, получит от правительства определенную сумму денег на собственные нанотехнологические проекты.

Несмотря на оптимистичные заявления чиновников, последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС серьезнее, чем казалось изначально. Поэтому просто

необходимо было напомнить о Чубайсе, чтобы отвлечь внимание журналистов и общественности от реальных проблем.

На самом же деле катастрофа привела к дефициту электроэнергетических мощностей в Хакасии. В частности, речь идет о том, что энергии из альтернативных источников на данный момент недостаточно для обеспечения заводов мощностями, которые позволят выйти на прежний уровень производства.

К примеру, в Томске от электричества отключены многие предприятия. Под отключение попали Саянский и Хакасский алюминиевые заводы. Их электроснабжение осуществляется только для поддержания работоспособности оборудования. Запитаны по резервной схеме Красноярский и Новокузнецкий алюминиевые заводы, Кемеровский завод ферросплавов.

Чтобы добиться прежних объемов производства, необходимо вводить в эксплуатацию новые объекты, вырабатывающие электроэнергию. Вот тут-то и подключаются лоббистские группы из министерств и ведомств, которые заинтересованы том, чтобы участвовать в распределении бюджетных средств. К примеру, государство уже высказалось о готовности выделить сумму на ускорение ввода мощностей на Богучанской ГЭС, которая рассматривается как альтернативный источник энергии. По предложению Министерства энергетики, "РусГидро" в 2010 году получит инвестиций в размере 80 612 млн рублей.

Однако тех

средств, которые были выделены государством, вряд ли достаточно для покрытия энергодефицита в регионе, так как значительная часть этих денег пойдет на реконструкцию СШ ГЭС.

Кроме того, в среднесрочной перспективе рассчитывать на электроэнергию новых активов, в том числе и Богучанской ГЭС, не приходится. Это значит, что пострадают в первую очередь предприятия, которые будут вынуждены еще больше сократить производство. К примеру, "Русал" уже официально заявил о сокращении выпуска алюминия на 500 тыс. тонн в год.

Отметим, что сокращение производства скажется на прибыли предприятий, а это приведет к уменьшению объема налоговых поступлений в бюджет региона. Учитывая тот факт, что федеральная власть перевела региональную элиту на «экономный» режим существования (речь идет о том, что налоговые отчисления местных компаний в большей степени будут идти не в региональную казну, а в федеральную), ситуация выглядит угрожающей.

Надо сказать, что катастрофа фактически запустила начало процесса инфраструктурной и экономической деградации регионов, куда поступала электроэнергия, вырабатываемая на СШ ГЭС. Кроме того, нанесен серьезный ущерб экологической системе, о которой российские власти и представители компаний, причастных к аварии на СШ ГЭС, вообще очень редко вспоминают.

Иван Немоляй

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter