Статья мне понравилась, и я благодарен Михаилу Борисовичу Ходорковскому, что он, находясь в заключении, ее написал. Но хотелось бы, чтобы Ходорковский ее продолжил и дополнил.

В 1994 году я написал и опубликовал "Письмо ровесникам", в котором обращался к людям своего поколения – 1945–1960-х годов рождения – и писал о задачах, ответственность за решение которых лежит на нас. При этом я считал и считаю себя принадлежащим к тому поколению людей, чье мировозрение и сознание определено и сформировано тремя ключевыми событиями.

Во-первых, памятью об огромном количестве жертв Великой Отечественной войны и сознанием ответственности за создание приемлемых условий жизни для людей, вынесших эту войну.

Во-вторых, неприятием лжи и умолчания о миллионах репрессированных в СССР, включая раскулачивание, а также неприятием государства, освобождающего от ответственности тех, кто осуществил эти репрессии. С учетом этого наше поколение считало своим долгом добиться осуждения этих преступлений – исторического, юридического и на уровне общенациональных символов.

В-третьих, отвращением ко лжи, идеологической мертвечине и маразму брежневской (вплоть до Горбачева) системы, которой, как оказалось, были совершенно не нужны я и мои ровесники, готовые и хотевшие работать на благо страны.

Я писал, что наше поколение (вместе с другими поколениями) виновно в том, что не протестовало против нового насилия, допущенного государством, – афганской войны и той системы управления, которая сделала эту войну возможной. Я также уверен, что

наше поколение в наибольшей степени виновно в том, что не остановило войну в Чечне.

Михаил Борисович в своей статье определяет "поколение М" просто, относя к нему тех, кто родился в 1960–1970-е годы, и говорит о неприятии этими людьми существующей сегодня "вертикали власти". Мне кажется, такие критерии слишком упрощают задачу определения сторонников модернизации. Этого недостаточно для того, чтобы отнести людей к одному поколению и выявить потребности представителей разных поколений.

Я полагаю, что к одному поколению относятся и причисляют себя люди нескольких возрастных "когорт" – естественно, разных профессий, с различными источниками и уровнем доходов, – в сознании которых существует один и тот же набор (он же выбор) нескольких ключевых событий, формирующих жизнь страны и жизнь представителей этого поколения, чье отношение к этим событиям может существенно различаться и быть в некоторых случая противоположным. Поэтому среди людей одного поколения оказываются не только единомышленники, но и идеологические противники, и "болото". Главное, что

у представителей каждого поколения есть свой собственный набор ключевых исторических явлений и событий, сформировавший их сознание и жизнь

(эти ключевые события могут для разных поколений совпадать, но только частично).

Поэтому, когда Ходорковский пишет о людях 1960–1970-х годов рождения, называя их "поколением М", хотелось бы знать, какими ключевыми событиями и каким отношением к этим событиям определяется, по мнению Михаила Борисовича, сознание составляющего 2–3 процента населения России "поколения М", к которому он, видимо, относит и себя.

Только узнав, какой набор ключевых событий ХХ века в истории нашей страны считают для формирования своего сознания определяющим люди 1960–1970-х годов рождения и каково их отношение к этим событиям, мы, люди другого поколения, сможем понять, осуществления каких задач может добиваться и желать "поколение М".

На мой взгляд, без такого подхода понять сознание и самоидентификацию "поколения М" невозможно.

Юрий Самодуров

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter