Произошло то, чего давно следовало ожидать. Польша попросила у Запада защиты от своего непредсказуемого восточного соседа, то есть от России. Точно так же, как семьдесят лет назад та же Польша просила защиты от соседа западного, то есть от гитлеровской Германии. Что последовало за этим, все мы прекрасно знаем. Именно поэтому мир после заявления польского министра иностранных дел Радослава Сикорского слегка поднапрягся.

Но интриги в этом "дипломатическом противостоянии" немного. Нынче

одинаково маловероятны как агрессивные действия России против Польши, так и превентивная реакция Запада на просьбу своего стратегического партнера.

Военный обозреватель Александр Гольц в своем выступлении в эфире радиостанции "Эхо Москвы" совершенно справедливо отметил, что концепция нынешней российской реформы напрочь исключает ведение крупномасштабных боевых действий с участием сухопутных войск. На это у России просто не хватит сил и средств. По столь же справедливому замечанию эксперта, заявление пана Сикорского носит сугубо политический характер и адресовано, в первую очередь, западным партнерам Польши.

Тем не менее необходимо признать, что основания для такого заявления, во всяком случае формальные, сегодня у Польши есть.

Обратим внимание на то, что просьба Радослава Сикорского прозвучала аккурат в те дни, когда Россия с помпой отмечала свой новый и главный национальный праздник. Не будем лукавить и признаем, что

одной из главных составляющих Дня народного единства является назойливое подчеркивание факта военной победы России над Польшей.

Которая имела место, между прочим, без малого четыреста лет тому назад.

Я специально пролистал накануне источники и пришел к выводу, что 4 ноября в России — наверное, единственный национальный праздник, в основу которого положена конкретная военная победа над конкретно названным противником. Все остальные страны предпочитают отмечать не военные, а социальные или экономические достижения своих народов в ходе исторического развития.

Суть нашего главного праздника не могла не найти отражения в форме его проведения. Накануне 4 ноября федеральные телеканалы обрушили на зрителей целую лавину образов "поганых ляхов", один отвратительнее другого. Чего стоит только фильм "Тарас Бульба", окончательно извративший содержание повести великого Гоголя. Ироничный Николай

Васильевич написал грустную притчу о незаурядном, но не совсем психически вменяемом человеке, который ради маниакальной страсти к войне как таковой не пожалел ни своих сыновей, ни боевых товарищей. Если читатель даст себе труд перечитать повесть, то увидит, что для нападения на Польшу у Тараса не было даже формального повода, а его злодеяния, творимые на чужой земле, сурово осуждены самим Гоголем.

Чтобы обойти этот "пикантный" момент, авторам современного "Тараса Бульбы" пришлось основательно переписать текст гоголевской повести. Сделано это было, в частности, ради того, чтобы представить российскому зрителю отталкивающий образ "польского оккупанта".

Добавим к этому практически ежедневные воинственные заявления руководителей России, в том числе правящего "тандема". Вспомним процитированное Александром Гольцем в том же эфире заявление нашего президента, который сказал, что

НАТО нацеливает на Россию свои ракеты. Военный эксперт напомнил, что все эти якобы "нацеленные на нас" ракеты были благополучно уничтожены еще двадцать восемь лет назад.

Иногда в ответ на эти аргументы можно слышать утверждение, будто Россия таким образом добивается "возвращения уважения к себе". Но, право же, в данном утверждении просматривается логика действий дворового хулигана, для которого слово "уважение" является синонимом слова "страх". Не имея возможностей добиться уважения к своему интеллекту или способностям, примитивный громила пытается заставить окружающих "уважать" хотя бы свои пудовые кулаки.

Этим "комплексом неполноценности" вызваны, по моему глубокому убеждению, и провокационные лозунги, которые скандирует одурманенная молодежь на многочисленных проплаченных митингах в поддержку действующей власти. Если кто забыл, напомню, что среди них есть и утверждения о том, что "наши МиГи сядут в Риге" и "наши танки будут в Гданьске". Нетрудно представить себе, какой вой поднялся бы на российском телевидении, если бы на улицах какой-нибудь западной столицы участники проправительственной манифестации позволили бы себе что-нибудь подобное. Наши "комментаторы" сделали бы вывод, кстати, вполне логичный, что подобные лозунги отражают, пусть и неофициально, позицию руководства этой страны.

Поэтому

все перечисленное выше дает Польше формальный, подчеркиваю, повод для беспокойства.

Правда, польские руководители используют этот повод с изрядной долей лукавства. Всем хорошо известно, что агрессия России против члена НАТО в данный момент, как я уже говорил, маловероятна. Другое дело — какая-нибудь иная, относительно небольшая и стопроцентно беззащитная страна. Против нее отечественные ястребы вполне могут использовать провокации вроде той, что стала поводом к войне в Южной Осетии. Напомню, что год назад "неустановленные лица" задолго до официального начала боевых действий совершили нападение на грузинский миротворческий пост. Первыми тогда погибли именно грузинские военные, а не российские, как нас потом безуспешно пытались заверить. Гибель своих военнослужащих стала последней каплей, переполнившей чашу терпения грузинского руководства.

Эта грязная история, к сожалению, слишком откровенно напоминает эпизод с нападением "польских военных" на радиостанцию в немецком Глейвице, что стало поводом для начала мировой войны.

С современной Польшей такой номер, понятное дело, не пройдет. Но

истеричная антипольская кампания, развернутая в наших средствах массовой информации, согласитесь, может вывести из себя даже внешне респектабельных руководителей страны — члена Евросоюза.

В результате, правда, сам министр оказался в неловком положении, поскольку его призыв защитить Польшу оказался, по сути, призывом к "защите от дурака". Этот призыв не поддержали даже ближайшие союзники Польши.

Но и России в этой ситуации не позавидуешь. Ибо

в глубине души мало кто из западных партнеров сегодня сомневается в наличии у нас агрессивных намерений.

Обидно. Но винить в этом некого, кроме самих себя. Журналист Антон Орех в своем блоге полагает, что эта "история просто лишний раз напомнила, что психопатов хватает не только в нашей политике, но и в заграничной".

Добавлю от себя, что, к сожалению, порой для защиты от собственных дураков настоятельно требуются зарубежные психопаты. Чтобы "дурь каждого" была хорошо видна всему миру.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter