Традиционная "Прямая линия" председателя правительства России Владимира Путина с гражданами страны прошла 3 декабря. Премьер-министр потратил на разговор с народом чуть более 4 часов своего и его времени. За 240 минут диалога Путин рассказал, куда делись деньги "ЮКОСа", пообещал починить одной пенсионерке забор, а также заявил, что в России нет никаких выборов, и признался в любви Белоруссии и Украине. Это телеобщение по просьбе Каспаров.Ru прокомментировали эксперты и политики.

Первый зампред ЦК КПРФ, заместитель председателя Государственной думы Иван Мельников:

– Думаю, что общество более не нуждается в таком формате. Это мероприятие является очень затратным, и в условиях ухудшившейся социально-экономической обстановки тратить большие государственные средства на это вряд ли целесообразно. Тем более что некоторые вопросы остались без ответа, например вопрос пожилой женщины: как прожить на 3900 рублей в месяц? Правда, это был редкий случай, когда в эфир прорвался истинный голос народа. В большинстве же своем вопросы, как всегда, были заготовлены. В целом у меня складывается впечатление, что любое подобное публичное появление "нынешнего Путина", пытающегося быть актуальным в некомфортной для него социально-экономической обстановке, наносит удар по самому Путину. Хотя стремление оставить себе хоть какие-то символы особого статуса, конечно, вполне объяснимы.

Сергей Михеев, вице-президент Центра политических технологий:

– Путин с юмором и без напряжения говорил с населением. Он выработал свой стиль, и такое общение для него давно не является проблемой. При этом он подтвердил, что, несомненно, является одним из двух авторитетнейших политиков в стране. Проколов очевидных не допустил, а, в общем, от него большего и не ждут. Так что я не вижу необходимости менять эту технологию.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

– Владимир Путин уходил от глобальных вопросов, в том числе и о чеченском терроризме, который ему все равно задали. Уходил от системных проблем, связанных с олигархических беспределом, в частности в Пикалеве. Я бы назвал этот эфир новогодним обращением, в котором он ограничился мелкими подарками: бабушке забор починили и пенсию прибавили, в школу компьютеры поставили и т. д. Решение всех остальных проблем, с которыми к нему обращались, он адресовал к местным властям. Этот эфир был призван поднять рейтинг Путина, упавший после признания им выборов 11 октября вопреки бесспорным фактам нарушений, допущенных "Единой Россией". В принципе я считаю это общение Путина с гражданами удачным, хотя он дольше, чем обычно, раскачивался, – раньше он сразу брал инициативу в свои руки. Я это связываю с перегрузками, которые он испытывал в последнее время. Так что Владимир Владимирович сделал то, что хотел, а результат рейтинга увидим через месяц.

Дмитрий Орлов, Агентство политических и экономических коммуникаций:

– Это было, безусловно, выступление национального лидера, который контролирует ситуацию в экономике. Его медийная традиция утвердилась, и кризис ей не помешал. Символично название передачи: "Разговор с Путиным. Продолжение". Оно говорит, что Путин настроен на то, чтобы быть долгосрочным фактором в политике. Это чувствовалось и в его ответе на вопрос об участии в президентских выборах 2012 года. Он остается лидером и будет проводить свою политику на длительную перспективу. Путин политик завтрашнего дня.

Илья Яшин, член бюро "Солидарности":

– Собственно, нового впечатления этот эфир не добавил. Это хорошо отрежиссированное политическое шоу, когда все вопросы заранее согласованы и прошли цензуру. Содержательной ценности этот разговор с народом не представляет. Но сам факт, что такое масштабное и дорогостоящее мероприятие проводит не президент, а премьер-министр, говорит о том, кто на самом деле руководит страной.

Юрий Набутовский, член московского отделения  "Солидарность":

– Весь эфир я не смотрел, а только его фрагменты. В частности, я слышал вопрос, который задавала девушка из Магнитогорска, про то, когда будут приведены в порядок больницы. Я сам был недавно в поликлинике Российской академии наук – там с советских времен ничего не менялось, только икон стало намного больше. А это центральная поликлиника в Москве. Так что все эти национальные проекты не решили ни одну проблему. Вообще мне показалось странным, что эфир проводит премьер-министр, а не президент.

Виктор Тюлькин, лидер РКРП:

– В России, я думаю, считанное количество людей выдержали этот эфир до конца. Ничего нового Путин не сказал. Тем более явно ощущается кризис жанра — ведь всем ясно, что это примитивная агитка. Выступление Путина утратило свою значимость, мне было неинтересно. Путин – это уже не тот противник, за которым интересно следить и нащупывать слабые места, чтобы его зацепить потом. Ставить новый рекорд по продолжительности пребывания в эфире несолидно. Путин превратился в игрока, за ходами которого нет смысла наблюдать. Я бы сказал, что это было выступление политика, который спускается с горы. Он исчерпал весь арсенал аргументов для роста.

Ольга Гуленок

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter