На такое экзотическое мероприятие, как вечер северокорейского кино в петербургском пресс-клубе "Зеленая лампа", 23 декабря собралось около сотни человек. Одно из двух: то ли политическая и околополитическая интеллектуальная публика Питера специально задалась целью подтвердить представление о местной специфической эксцентричности, то ли оплот брутального социализма КНДР и в самом деле вызывает актуальный интерес. Пришли буквально все — от нацболов до либертарианцев и членов "Правого дела". Нацбол Андрей Песоцкий выступил организатором кинопоказа. Отметим, что среди питерских лимоновцев Северная Корея вообще очень популярна, а их лидер Андрей Дмитриев даже получил награду этой маленькой и гордой страны.

Первым показали короткий документальный фильм о захвате доблестной армией Северной Кореи американского военного судна "Пуэбло" в конце 1960-х. Американцев захватили, получили признание в шпионаже, обрядили в маоистские френчи и заставили публично каяться перед телекамерами, а потом даже американское правительство вынудили принести извинения.

Считается, что это был первый и пока единственный случай в истории, когда государство США извинялось.

Представитель "Коммунистов Петербурга", организации, известной специфическим юмором и агрессивным пиаром, Сергей Маленкович заявил, что у его партии есть принципиальные расхождения с северокорейской доктриной "чучхе", но выразил восхищение операцией по захвату "Пуэбло" и заочно призвал российских пограничников брать пример и проводить подобные операции как можно чаще.

Стоит отметить, что с КНДР в этом уже взял пример Иран.

Исламская республика спустя 40 лет "под копирку" повторила эту операцию, захватив британский военный корабль,

заставив пленников признаться в незаконном заходе в иранские территориальный воды и извиниться перед телекамерами. Даже трюк с переодеваниями был повторен — британцев одели в костюмы иранского производства.

Вторым показали длинную пропагандистскую ленту, рассказывающую о военных, трудовых, культурных и прочих подвигах северокорейского народа под мудрым руководством Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

Жесткий тоталитарный пафос в сочетании с "любительским" переводом придали картине привкус фантасмагорического трэша. На экране миллионы корейских павок корчагиных тащили, надрываясь, на себе какие-то мешки через холодную реку, маршировали неправдоподобно стройными рядами, образуя своими телами иероглифы на параде, и вытворяли другие массовые и самоотверженные вещи со взглядами, преисполненными инфернального энтузиазма.

Закадровый текст на этом фоне сыпал такими словами и фразами, как "безоговорочно", " в едином порыве" и тому подобными. Встречались и неологизмы, например "творители чудес". Особенно запомнился эпизод, как

несколько молодых корейцев и кореянок сгорели заживо, закрывая своими телами деревья во время лесного пожара. На деревьях были вырезаны иероглифы, относящиеся ко времени революции, в результате которой к власти пришел Ким Ир Сен.

Иероглифы почитаются в КНДР как святыни, и добровольцы предпочли лучше умереть, чем отдать их огню.

Дальше в фильме было показано, как в рамках очередной государственной кампании корейские девушки, следуя призыву партии и лично "любимого руководителя" Ким Чен Ира, стали массово выходить замуж за инвалидов...

C точки зрения кинематографического качества этот фильм, конечно, "не тянет" и производит впечатление очень наивной пропагандистской "поделки", не идущей ни в какое сравнение даже с "Победой веры" (1934) Лени Фон Рифеншталь, не говоря уже о "Триумфе воли" — шедевре пропагандистского жанра, — снятом этим же режиссером.

Обсуждение было бурным. Примечательно, что схлестнулись в нем трое бывших советских офицеров, у которых оказались диаметрально противоположные взгляды на Северную Корею. Первый из них, Вадим Кузьмин, заявил, что регулярно бывает в КНДР и о корейском образе жизни отозвался положительно. Другой офицер, напротив, назвал марширующих на парадах корейцев "роботами". На мой вопрос "Хотел бы он жить не в России, а в государстве "чучхе"?" Вадим Кузьмин ответил отрицательно, подчеркнув, что там совсем другая, азиатская культура.

На этом же "азиатском моменте" остановился и я, высказав мнение, что показанные в агитационном фильме иррациональный энтузиазм и массовость — это в первую очередь "про Азию" и только потом — "про коммунизм". Что корпоративная "зомбированность" Японии, жесточайшая конфуцианская иерархия Китая или "южнокорейское экономическое чудо", построенное в свое время на безжалостной, "потогонной" эксплуатации собственных граждан, из той же серии, что и "чучхе".

"Азиаты все понимают как-то по-своему, и все, что попадает на их почву, будь то коммунистическая идея или капитализм, принимает у них своеобразные формы,

с европейской точки зрения — причудливые и чрезмерные", — сказал я. Лично у меня не вызывает сомнения искренность северокорейцев в их следовании своей идеологии. И в этом главное отличие КНДР от сталинского, а тем более позднего брежневского СССР. Внешне и в самом деле похоже на Советский Союз, но по сути это "загадочная азиатская душа", коллективное бессознательное, которое в силу обстоятельств и длительной изоляции — КНДР считается самым закрытым государством мира — приняло такую "краснознаменную" форму.

Другой офицер, представитель "Правого дела" Николай Быков, как и положено либералу, прокомментировал северокорейские реалии в духе "ужас-ужас", заявив, что все показанное живо напомнило ему времена СССР. Однако при этом он высказал мнение, что даже во времена Сталина фанатизм в нашей стране не достигал такого уровня, как в КНДР. Сравнивая сталинизм с нацизмом, Быков заявил, что если Гитлер уничтожал другие нации, то сталинский террор был направлен против населения собственной страны и поэтому был гораздо хуже.

Это заявление спровоцировало скандальное происшествие, хотя выходка Сергея Маленковича была уж очевидно искусственной и наигранной.

"Коммунист Петербурга" не смог упустить возможность использовать столь многочисленное собрание политически ангажированной общественности для пиара и попытался сымитировать желание "набить морду" Николаю Быкову.

Он три или четыре раза вскакивал с места с криком "Мерзавец!" и хватался за стул, прозрачно намекая, что собирается запустить им в ненавистного либерала, который, с точки зрения коммуниста, выступил в поддержку фашизма. Большинство присутствующих встретили этот явный "театральный номер" смехом. Кажется, серьезнее всех намерения провокатора воспринял молодой человек, который, судя по всему, выполнял роль телохранителя Быкова.

Последним выступил активист Либертарианской партии России, который напомнил, что все последнее время оплот "чучхе" существует фактически на иностранную гуманитарную помощь и финансовые заимствования из-за рубежа.

Развить эту тему времени уже не оставалось, а ведь в ней и следует, насколько я понимаю, искать разгадку феномена КНДР — страны, которая, несмотря на проблемы с продовольствием, имеет четвертую по численности армию мира. Где военные одеты в униформу, скопированную "под ноль" с формы советской армии, "великий руководитель" Ким Чен Ир почитается буквально как живой Бог, а число попыток сбежать за 38-ю параллель (границу с капиталистической Южной Кореей) на удивление невелико.

Общеизвестно мнение, что страну Ким Чен Ира "держат" в качестве пугала, наглядной иллюстрации того, что социализм-коммунизм — это "ужас ". Кроме того,

свою роль в сохранении существующего в КНДР строя, пресекая попытки изменить его извне, играет и "отмороженность" тамошнего режима, который уже создал ядерную бомбу и постоянно пугает соседей учебными запусками ракет,

приуроченными к знаменательным датам северокорейской истории.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter