Национальная ассамблея давно готовилась к проведению общественных слушаний по Северному Кавказу. В рамках подготовки новой Конституции необходимо было определить все возможные статусы субъектов Федерации и территориальных образований России. Возник вопрос по Северному Кавказу, требующий уточнения: действительно ли этот регион претендует на независимость или же форма широкой автономии поможет снять напряженность в нем? В ходе слушаний, состоявшихся 26 января, активно обсуждалось и недавнее образование Северо-Кавказского федерального округа, и назначение в нем Александра Хлопонина полномочным представителем президента в ранге заместителя председателя правительства Российской Федерации.

"Инвестиции и создание условий для обеспечения занятости не решат главного вопроса Северного Кавказа — отделение от России", — так обозначил свою позицию выступивший первым обозреватель журнала "Русский Newsweek" Орхан Джемаль. Таким образом, Джемаль выразил свой скептицизм по поводу создания нового округа и назначения Хлопонина. По его мнению, сопротивление на Северном Кавказе носит идейно-политический характер, а не социально-экономический. Журналист утверждает, что массу недовольных составляют интеллигенция и бизнесмены, а не беднота. При этом

в сложившейся ситуации он назвал Москву заложницей, а не виновницей происходящего на Северном Кавказе.

Неслучайно, как заметил Джемаль, Москва не вынашивает реальных планов сделать из этого региона "что-то экономически самостоятельное".

Идеологическую версию развил отец Орхана Джемаля, член Национальной ассамблеи и председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль. По его словам, на Северном Кавказе сформировалось политического ядро сопротивления, которое имеет большую поддержку у населения. В то же время, как утверждает Гейдар Джемаль, в самой российской элите существуют проекты по отделению Северного Кавказа, которые поддерживает в первую очередь российская патриархия. По этой причине, как заметил Гейдар Джемаль, на Северном Кавказе доминирует кланово-туземный вариант политической системы. Президента Чечни Рамзана Кадырова он назвал "человеком Путина" и "инструментом шантажа". В этом же ключе Джемаль объяснил создание восьмого округа. "В своих границах эта "странная" структура реализует проект интеграции кавказских народов", — подчеркнул он. Контроль над Грозным со стороны силовиков, по мнению Гейдара Джемаля, усиливается. Поэтому, как сказал Джемаль, "Рамзан Кадыров назвал создание округа ошибкой, а Хлопонина ненужным посредником в общении с Кремлем".

Оппонентом Джемалей выступил заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев. Он попытался развенчать главный миф, состоящий в том, что Северный Кавказ рассматривается как что-то особое, неорганичное, несвойственное России.

"Северный Кавказ очень давно находится в составе России, и ментально он ничем не отличается от остальных частей страны", — подчеркнул эксперт.

Разрушенный социум, неработающая власть, разгул преступности — все эти черты, по словам Кисриева, характерны не только для Северного Кавказа, а для всей России. "Кавказ — это портрет России в миниатюре, выполненный в контрастных цветах, — сказал он и пояснил свое сравнение, — вспомните феномен Дориана Грея, чьи пороки отражались в первую очередь на портрете, но если воткнуть нож в холст, то лицо сразу станет безобразным". Таким образом, Энвер Кисриев предостерег от попыток отделения Северного Кавказа от России, более того, он подчеркнул, что кавказский народ этого не хочет.

Обращение к исламу, по утверждению Кисриева, связано с переживаемыми в обществе трудностями и носит вынужденный, а значит временный характер. Точно такие же явления, как заметил Кисриев, наблюдаются и в России. "Огромное количество российских граждан в поисках правды кинулось в религиозные секты", — заметил он. Кисриев категорически отмел идеологическую подоплеку действий вооруженных боевиков на Северном Кавказе. По его словам, для бандитов ислам — это всего лишь феня, своеобразный уголовный язык.

Тем не менее следующий полемист, сопредседатель Института свободы совести

Сергей Бурьянов проблему страдальцев за веру назвал ненадуманной.

По его словам, среди жертв свободы совести большего всего исповедующих так называемые нетрадиционные исламские течения. В качестве дубинки против них власть использует "экстремистскую" статью 282 и списки запрещенной литературы. Отмена этих документов, а также расформирование Центра "Э", по мнению Бурьянова, будет способствовать нормализации ситуации на Северном Кавказе.

Неожиданный оборот приобрела дискуссия после выступления члена Национальной ассамблеи, лидера московского отделения партии "Великая Россия" Александра Краснова. Он предложил решить проблемы такого специфического региона, как Северный Кавказ, с помощью разновидности апартеида.

По мнению Краснова, надо дать возможность кавказским народам свободно выбирать, как организовывать свою жизнь — либо по законам Российской Федерации, либо по законам Шариата.

Для осуществления последней возможности, по мнению Александра Краснова, необходимо организовать бантустаны — особые территориальные образования. На уровень местного самоуправления, считает он, можно передать вопросы сельского хозяйства, переработки продукции, строительства, этнического туризма и местной энергетики. При этом, по предложению Краснова, необходимо отменить дотации всем кавказским республикам, тем самым лишив подпитки недобросовестные местные элиты. Процветание Северного Кавказа, по его словам, должно стать делом самих жителей.

Выступление Александра Краснова вызвало бурную реакцию.

Орхан Джемаль напомнил, что так называемые бантустаны уже существовали на Северном Кавказе, в частности, Кадарская зона в Дагестане. Так вот селения, находящиеся в ней, по его словам, были стерты федеральными войсками с лица земли. "Я не верю в мантру "Великая Россия — это смердящий труп", — заявил журналист. А по поводу денег, текущих из Москвы на Северный Кавказ, он сказал: "Люди на Кавказе говорят: лучше быть голодными, чем с такими..." Орхан Джемаль выразил уверенность, что регион сможет прожить и без дотаций. При этом он сослался на пример Грузии, которая, по его мнению, самостоятельно решила все свои проблемы.

Свое несогласие с ним Энвер Кисриев объяснил следующим образом: "Трудно спорить с идеологически ангажированным человеком". Ислам, как и любая другая идеология, по его мнению, — это реакция на беспредел, своеобразная рационализация чувств, обеспечивающая блокировку осознания истинных мыслей, эмоций и мотивов деятельности человека и формулировку более приемлемых для него объяснений поведения. Однако Кисриев не согласился и с Александром Красновым. Кисриев считает, что все люди одинаково смотрят на добро и зло и нельзя их делить по антропологическим признакам. Тем более, отметил он, в настоящее время слово "бантустан" имеет уничижительный смысл, и с ним необходимо осторожнее обращаться.

Примечательно, что

Энвер Кисриев также подтвердил готовность жителей Северного Кавказа отказаться от дотаций из Москвы, поскольку они все равно не доходят до простых граждан.

В частности, он заявил: "Россия дает много денег Северному Кавказу, потому что московские чиновники получают за это самые большие откаты".

Итоги полемики подвел Гарри Каспаров, сказавший, что каждая из сторон дискуссии была по-своему убедительна и приводила логические аргументы. В то же время он отметил, что не верит в позитивный эффект создания нового округа, потому что для принятия решения по такой острой проблеме, как Северный Кавказ, должна состояться публичная дискуссия в общенациональном масштабе. Национальная ассамблея, выступившая площадкой для обсуждения, показала, насколько тема является болезненной.

Общий вывод участники общественных слушаний все же сформулировали. Они согласились с тем, что решение проблем Северного Кавказа надо начинать с Москвы, которая должна стать "привлекательным центром для российских регионов".

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter