У многих, следящих за реализацией "Стратегии-31" и Триумфальной площадью после акций возникают вопросы "А что это было?", "А правильно ли мы сделали?".

Идеологические контуры понятны: принципиально выходим, боремся за гражданские права, наполняем живым смыслом статьи Конституции и формируем гражданское общество. А вот на эмоциональном уровне вопросы остаются. Порой из-за чувственного разочарования идейных и принципиальных людей рушатся многообещающие проекты. Тут важно не увязнуть в многослойной рефлексии, сохранить трезвое восприятие и боевой дух.

Несколько лет назад в разговоре о польской "Солидарности" Владимир Буковский буквально за минуту выдал глубочайший анализ истории успеха: антикоммунистическое сопротивление охватило значительную часть страны, было продолжительным по времени, что позволило оппозиции завоевать доверие сограждан и создать полноценную альтернативу режиму.

В любом противостоянии, будь то бокс или шахматы, для победы над сильным соперником

важны три составляющие: четкий план, борьба до конца и ошибка соперника.

Зачастую, если вы уверены в собственном преимуществе, оппонент находится под сильным психологическим прессом и в какой-то момент совершит ошибку.

Просчитать все варианты и предсказать ситуацию, в которой противник сделает неверный ход, нереально. Можно лишь предполагать, что постоянное давление и ежеминутная готовность со временем дадут результаты.

Такая вот простая схема политологического анализа: четкий план + длительность и упорство борьбы одной стороны + ошибки другой = качество результата. Предлагаю для апробации схемы два сюжета: прошлогодние акции автомобилистов и "Стратегию-31", для осмысления которой и затеял разговор.

Акции автолюбителей, прокатившиеся по стране год назад, взорвали почти окаменевшее политическое пространство. Казалось, что вот-вот произойдет чудо: подержанные "опель" из Калининграда и "хонда" из Владивостока поедут навстречу друг другу, сметая по дороге остатки диктатуры. Однако победить не удалось.

Автомобилисты и раньше могли завертеть шумную кампанию, но упорной борьбы не вели и продуманного плана не имели.

Правый руль отстояли, расслабились, а через несколько лет проблема вернулась — опошлинная.

"Стратегия-31" изначально адресована маленькой, но очень пестрой части общества — политическим и гражданским активистам, на личном опыте познавшим важность свободы собраний. Организаторы сразу заявили идею и периодичность кампании: каждое тридцать первое число без политической символики и лозунгов идем защищать 31-ю статью Конституции. Несколько сот человек стали выходить на Триумфальную площадь, к ним присоединялись новые люди, воодушевленные ясностью целей и последовательностью действий инициаторов. И под конец года у оппонентов отказали здравый смысл и чувство осторожности — отдали приказ задержать правозащитницу Людмилу Алексееву. Событие прорвало информационную блокаду и влетело в головы множества людей. Тридцать первого января на акцию пришло вдвое больше участников, и оппоненты совершили вторую ошибку — задержали полтораста демонстрантов.

Без систематического давления на власть автомобилисты не сумели воспользоваться ошибкой в виде повышения пошлин.

Регулярная борьба и четкая стратегия (в данном примере "Стратегией-31") привели к ошибкам власти, сорвавшей резьбу в желании завернуть гайки потуже.

Российским оппозиционерам, как и спортсменам, пора научиться сосредоточенно "играть" от начала до конца каждого поединка.

Если вы сочли мои ответы на эмоциональные вопросы простыми, где-то уже слышанными, то я с радостью соглашусь с вами! Подобными размышлениями наверняка поддерживали боевой дух сторонники индийской независимости, негры в США и польские солидаристы. Они победили, потому что вовремя ответили на эмоциональные вопросы и последовательно соединяли древнюю политическую мудрость с реальностью.

Всеволод Чернозуб

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter