Парламентская оппозиция по итогам выборов 14 марта в общей сложности на 20 процентов увеличила количество своих мандатов в областных и муниципальных собраниях. Представительство в них получили все четыре парламентские партии. Победу оппозиция одержала и в Иркутске, где мэром избран кандидат от КПРФ Виктор Кондрашов. Некоторые СМИ распространили информацию о том, что такой результат был якобы запланирован Кремлем с целью избежать эксцессов, как в октябре прошлого года, когда думская оппозиция предприняла демарш. Однако эта выгодная президентской администрации точка зрения представляется спорной. Мы решили посмотреть на эту ситуацию под другим углом.

Медведев и "медведи"

Влияние Медведева на единороссов не подтверждается. Все президентские предложения по развитию политической системы, изложенные в ежегодном послании, так и остались на бумаге. Единственный, кто действительно серьезно отнесся к словам президента, — это председатель Центризбиркома России Владимир Чуров. Проанализировав послание, он составил перечень поправок, которые необходимо внести в избирательное законодательство. Работа должна была буквально закипеть на всех уровнях власти, так как изменения касаются Конституции, федеральных законов, а также законодательных актов субъектов Федерации. Но ни думская фракция "Единая Россия", ни региональные парламенты не бросились исполнять указания президента. В целом, как утверждает председатель ассоциации "Голос" Лилия Шибанова, выборное законодательство не претерпело никаких изменений.

Исключением, подтверждающим правило, стало заксобрание Воронежской области, которое пошло навстречу Медведеву только в том, что приняло поправку, обеспечивающую одно депутатское место партии, не преодолевшей 7-процентный барьер, но набравшей более 5 процентов голосов. Таким образом, благодаря этой поправке "Справедливая Россия", получившая 6,34 процента, прошла в парламент области. Вероятно, "медведи" осознанно проигнорировали те предложения президента, которые им крайне невыгодны, в частности призыв отказаться от сбора подписей. Данный метод, позволяющий не допускать партии к выборам, активно использовался и в этот раз. Так, оппозиционную партию "Яблоко", которая была вынуждена собирать подписи, из-за помарок в подписных листах не зарегистрировали на выборах в Калужской и Свердловской областях.

Предложение Медведева привлечь непарламентские партии к работе в избиркомах местные власти пропустили мимо ушей, как и его призывы разработать и ввести законы о гарантии равного освещения их деятельности в СМИ, а также принять меры для предотвращения незаконных манипуляций с открепительными талонами. Не только законодательство не претерпело изменений, но и практика его применения. Нарушения: подкуп, голосование по открепительным удостоверениям, подвоз избирателей на участки, удаление наблюдателей и т. д. — носили массовый характер и были зафиксированы во всех регионах. Однако для продвижения нужных людей в партийных списках и отсечения неугодных использовались и новые изощренные способы. Это коснулось не только оппозиционных партий, но и самой "Единой России".

Криминальные анклавы

Дело в том, что наиболее ожесточенная борьба за власть с применением подчас сомнительных технологий шла не между партиями, а между местными кланами, которые использовали разные партийные площадки. Например, в Астрахани на выборах в городскую думу мэр-единоросс Сергей Боженов противопоставил свою команду губернаторской. В отношении оппозиции тактика была традиционной — "не пущать": из 130 самовыдвиженцев было снято 90. Впрочем, давлению подверглись также и кандидаты от "Единой России": в ряде округов они были сняты с гонки. История противостояния Боженова и губернатора Александра Жилкина длится не первый год. По словам известного политика справедливоросса Олега Шеина, мэр Астрахани осмелился на свою игру, потому что пользуется поддержкой секретаря президиума генсовета "Единой России" Вячеслава Володина. Шеин считает, что Астрахань представляет собой неподконтрольный центру "бандитский анклав". "Сегодня серые клерки, сидящие на взятках, считают возможным игнорировать волю Кремля", — подчеркнул он. На эту ситуацию избиратели реагируют "ногами", явка на выборы в Астрахани составила 29,2 процента.

Самой скандальной стала избирательная кампания в Рязанскую областную думу. Здесь использовались наиболее грязные технологии. В штабе единоросса, например, нашли листовку, которая якобы должна была распространяться от имени КПРФ и ЛДПР. Она содержала призыв к свержению режима Путина и Медведева. Тот факт, что заказчиков этой провокации найти не удалось, для оппозиции является доказательством причастности к инциденту самой власти. Также по ее указанию был произведен арест тиража независимой газеты "Вечерняя Рязань", а на издание заведено уголовное дело за статью годичной давности. Такая агрессивность "Единой России", вероятно, была связана с тем, что противостоял ей ресурс другой элитной группировки, представители которой шли по списку и ЛДПР. Среди них — первый мэр Рязани Валерий Рюмин (учредитель "Вечерней Рязани"), генерал Владимир Крымский, Игорь Трубицын и т. д. Кампания против ЛДПР велась под лозунгом "Не пустим криминал во власть". Однако больше вопросов у местных жителей вызывает состав рязанского отделения "Единой России". Так, по их мнению, глава местного самоуправления Рязани Федор Провоторов, состоял в ОПГ "Слон".

Как пояснил депутат Государственной думы от Рязанской области Владимир Федоткин, в списках "Единой России" и ЛДПР очень богатые люди. "Вся власть — это одна криминальная группировка", — заметил он. Кстати, в свое время вопреки решению обкома КПРФ три депутата городской думы, избранные по спискам коммунистов, поддержали кандидатуру Федора Провоторова при его избрании на должность главы. "Людей купили", — объяснил Владимир Федоткин, при этом он посетовал, что нет закона, позволяющего отозвать депутата, который сначала избирается по партийным спискам, а потом предает партию и переходит в другую организацию.

Это не первый случай предательства в КПРФ. Так, избранный как член КПРФ мэр Волгограда Роман Гребенников вышел из партии и вступил в "Единую Россию". Некоторые эксперты предполагают, что такая же судьба ждет и выдвинутого КПРФ мэра Иркутска Виктора Кондрашова, шефство над которым решила взять "Единая Россия".

Спрут оппозиции

Партийные списки оппозиции позволяют представителям региональной элиты и бизнеса проникать во власть. Иногда это намерение встречает ожесточенное сопротивление властной группировки, как было в Рязани, но чаще всего элитам удается достичь согласованного решения и стать партнерами "по бизнесу". Выборы для партий — это своеобразные бизнес-проекты. В их рамках "ЕР", ЛДПР, КПРФ, "Справедливая Россия" привлекают либо спонсоров, либо продают места в своих партийных списках.

Такая практика является повсеместной. Об этом нам рассказали эксперты и политические активисты из разных регионов страны. Например, блестящий результат КПРФ в Свердловской области, где выборы курировал депутат Государственной думы предприниматель Алексей Багаряков, обеспечен именно таким способом.

Получается, результаты мартовских выборов отчасти стали следствием договоренностей прежде всего местных элит. Свою удовлетворенность ими выразили как представители партии власти, так и оппозиции. КПРФ в среднем получила 20 процентов, ЛДПР — 14 процентов, а "Справедливая Россия" — 13.

Отчасти свою роль сыграло и ослабление административного давления на местах, связанное со сменой руководства в ряде регионов. Но считать это целенаправленной политикой президента России было бы преувеличением.

Также не исключено, что на ухудшение результата "Единой России" (он за полгода упал с 60 процентов (облдума осенью 2009) до 45) повлияло техническое оснащение избирательных участков, которое инициировал Медведев. В частности, состоялся эксперимент по внедрению комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) в Туле. Они были установлены вместо урн на всех участках. В КОИБ нельзя вбросить пачку бюллетеней, их следует опускать только по одному. В то же время оппозиция уже была готова протестовать против КОИБов, потому что они позволяют отслеживать голосование в режиме реального времени, а это ставит под вопрос его анонимность. Кроме того, если КОИБы соответствующим образом запрограммировать, то через них возможны тотальные фальсификации. Видимо, команды такой не было, чтобы не плодить противников нововведений.

При этом Медведев, возможно невольно, морально поддержал оппозицию. Как отмечают эксперты, ее деятельность заметно оживилась. Партийные лидеры активно включились в выборный процесс, совершая многочисленные поездки по регионам. Такая активная реакция, по мнению политолога Александра Кынева, — это средство самозащиты, оппозиция четко осознает, что отступать некуда. Он считает, что есть ощущение попутного ветра, и это помогает оппозиции. В частности, в ходе выборов оппозиция постоянно апеллировала к Дмитрию Медведеву, цитировала его слова о необходимости политической конкуренции, а также другие его известные высказывания. "Единая Россия", выдвинувшая два года назад Медведева, наоборот, этого не делала. Как считает политолог, возникает явно шизофреническая ситуация. Объективно "Единая Россия" теряет популярность. Кынев полагает, что в ряду причин успеха оппозиции на первое место все же надо поставить рост протестных настроений.

Новая повестка

Этот растущий протест нашел отражение как в голосовании за оппозицию, так и в низкой явке. По большому счету реальная оппозиция, предлагающая более радикальные решения многих вопросов, прежде всего проблем жилищно-коммунального хозяйства, которые наиболее актуальны для местного самоуправления, в выборах почти не участвовала. Попытку привлечь, объединить всех общественных активистов предприняло только "Яблоко". В этих выборах оно участвовало как блок демократов. В свои списки партия не побоялось включить людей популярных и настроенных оппозиционно. В двух областях — Калужской и Тульской, — где региональные парламент и городская дума полностью перешли на пропорциональную систему, у оппозиционеров другой возможности участвовать в выборах, кроме как договориться с партией, не было. Многие партии не захотели ссориться с властью и не включили в свой список принципиальных оппозиционеров. Так, "Справедливая Россия" в Калужской области в последний момент вычеркнула из своего списка популярного политика Евгения Мальцева.

Кстати, внедрение пропорциональной системы сработало против "Единой России": в Калужской области партия власти едва набрала 53,5 процента голосов избирателей, хотя губернатор области сделал все, чтобы поднять этот процент, объявив выборы референдумом доверия ему лично. В Туле на выборах в городскую думу оппозиция вообще победила. Переход на пропорциональную систему был навязан местным органам федеральным центром. Например, в Калуге, как рассказала бывший депутат Калужской области Татьяна Котляр, впервые эту идею высказал полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко. Инициативу горячо поддержал губернатор Анатолий Артамонов, видимо, полагая, что списки будут согласовываться с ним и ему удобнее будет контролировать выборы. Для того чтобы остаться на следующий срок, губернатору необходимо было показать президенту, что он держит область в руках. Сомнения в этом возникли после того, как на прошлых выборах "Яблоко" показало одинаковый результат с "Единой Россией" — 40 процентов.

Там, где "Яблоко" не удалось снять, партия показала неплохие результаты. Например, в Туле она набрала 11 процентов. В данном случае тактика "яблочников" в плане открытости для беспартийных себя оправдала. Партийный список возглавил председатель совета домовых комитетов, бывший член "Родины" Владимир Тимаков, снискавший популярность в народе как борец за правду. Его подходы к решению проблем ЖКХ полностью совпали с позицией партии. Программа "Яблока" в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предполагающая широкое развитие жилищного самоуправления, является по-настоящему демократичной. В жилищном же хозяйстве, заметим, не только Тулы, а всех городов России, творится беспредел, плата за коммунальные услуги повышается стремительно. На этом фоне сработал лозунг коммунистов, в котором содержится требование, чтобы квартплата не превышала 10 процентов дохода семьи. Теперь оппозицию не спасет оправдание, что она в меньшинстве, ей придется в полной мере отвечать по своим обязательствам перед избирателями.

***

По итогам мартовских выборов эксперты отмечают, что произошло повышение самооценки думской оппозиции, которая теперь в ряде регионов сможет определять политику заксобраний. Партийное руководство, отточившее мастерство по контролю над политическими процессами в регионах, стало новым центром силы, который сможет диктовать условия исполнительной власти. Следует ли в таком случае ждать действий властей по стравливанию оппозиции? Что будет делать "Единая Россия", чтобы остановить падение своего рейтинга? Удастся ли Медведеву и дальше делать большую политику "малой кровью"? Ответы на эти вопросы мы получим уже в нынешнем политическом сезоне.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter