Заседание Интеллектуального киноклуба 15 апреля впервые за много месяцев прошло не в библиотеке Тургенева, а в одном едально-питейном заведении на окраине Москвы, где "альтер эго" ведущего клуба Алексея Коленского — Изуверов — до этого несколько раз проводил показы фильмов в рамках другого своего киноклуба "Бешеные псы". Заседание по такому случаю назвали "экспериментальным". Единый в двух лицах Алексей на этот раз не только сменил дислокацию мероприятия, но и фильм выбрал из разряда тех, каких в рамках Клуба политического кино до сих пор не показывали. Это вызвало почти скандал.

"Почти" — потому что серьезного конфликта все-таки не произошло, никто ни с кем не подрался и не разругался окончательно. Однако без криков и всего такого прочего не обошлось. И это при том, что в фильме вроде не было ничего, что могло  спровоцировать подобную бурю эмоций.

Фильмов оказалось даже два. Короткометражный малобюджетный трэш-ужастик "Жажда мертвеца" и фильм "Плохой и нехорошая" о том, как снимали первый. В последней более чем полуторачасовой документальной киноленте зрителям показали, как группа кинематографистов снимала в одном из московских лесопарков незамысловатую историю. В ней страшный зомби покусал и изнасиловал девушку, забредшую в оный парк в сопровождении малахольного интеллигента, который после этого трагического происшествия (а может, оттого, что спутница ему "не дала" и, в некотором смысле, предпочла ему — пусть и не совсем добровольно — вурдалака) вышиб себе мозги из ружья. В процессе съемок "киношники" много пьют коньяк, ругаются, а женщина режиссер постоянно "шпыняет" несчастного оператора, который это все снимает.

Вторая часть фильма посвящена тому, как девушка, игравшая роль жертвы зомби, пришла на пафосное открытие 31-го Московского международного кинофестиваля и на гламурной вечеринке напилась буквально до рвоты, а наутро ныряла в водоем.

Обсуждение начал один из ведущих клуба Алексей Лапшин, высказавшись в том смысле, что кино "ни о чем". И дело, на его взгляд, не в "трэше" и не в кинохулиганстве. Наоборот, считает философ, в фильме нет настоящей провокации и никакой социальной проблематики — так, одна унылая пустота.

Гораздо более эмоционально на фильм напала одна из постоянных посетительниц Киноклуба, которая даже потребовала заплатить ей за время, потраченное на просмотр этого кино. Она выступила против авторов фильма в самых агрессивных выражениях. А поскольку авторы, режиссер Наталья Калиновская, рок-музыкант Сантим из группы "Банда четырех" и другие, присутствовали на просмотре, то тут-то и начался "базар-вокзал". Впрочем, уже спустя довольно короткое время после того, как страсти утихли, все участники конфликта помирились и вполне мило беседовали между собой.

Но во время кипения страстей Алексей Коленский приложил немало усилий для того, чтобы направить происходящую перепалку в стиле "а ты кто такой?!" в русло хоть каких-то приличий, однако, особо не преуспел.

Мне запомнилось и то, как в апогее этих Содома и Гоморры я обернулся на Вадима Климова, блогера, мизантропа и, кажется, тоже немножко кинематографиста. Так вот, это человек, известный в ЖЖ своей на редкость точной, ядовито-язвительной манерой высмеивать некоторых своих отдельно взятых знакомых, а также любовью переходить на личности, выглядел наиболее, я бы сказал, достойно посреди этого "вулкана страстей".

Несмотря на этот гвалт, некоторым все-таки удалось произнести нечто осмысленное о содержании фильмов. Так, Коленский по своему обыкновению обратился к гендерной проблематике, точнее, к своей излюбленной теме — репрессированному, на его взгляд, в современном обществе мужскому началу. Особенно тяжко мужчинам, считает киновед, пришлось в первой части фильма. Действительно, невозможно было без жалости наблюдать за тем, как режиссер ругала и чуть ли не била несчастного парня, снимавшего процесс съемок. Единственным интересным персонажем этой части ведущий Киноклуба назвал мужчину, который гулял по парку с ребенком в коляске и случайно прошел мимо места съемок. "В фильме нет героя", — заявил Алексей Коленский.

Один из актеров, Сергей Угольников, заявил, что главное послание фильма заключается в том, что нет ничего страшнее женского алкоголизма.

Когда меня попросили высказать свое мнение, то я отметил, что вторую часть фильма можно расценить как "стеб" над "российским кинематографом", пафосом, гламуром, ММКФ и лично Никитой Михалковым. "Лучшее, что можно сделать с таким официозно-гламурным мероприятием, как открытие этого фестиваля, — сказал я, — это, действительно, просто прийти туда, выпить и сожрать на халяву все, что можно и нельзя, до рвоты". Также я высказал мнение, что ничего особо отталкивающего в женском алкоголизме, продемонстрированном во всей полноте во второй части "Плохого и нехорошей", я не увидел, наоборот, пьяный загул актрисы-любительницы выглядел довольно мило.

А короткометражка мне и вовсе понравилась — особенно хороши были кадры с изображением детской куклы с перекошенным ртом на фоне утробных "вурдалачьих" завываний. Смеялись все.

Киноклуб в этот раз обошелся почти без политики. Надо отдать должное фильму — он спровоцировал всплеск реальных, хотя, может быть, и не совсем здоровых эмоций. Получилось воистину экспериментально.

Антон Семикин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter