Очевидно, накануне юбилея Великой Победы нам никак не обойтись без упоминания новой работы Никиты Михалкова — фильма "Утомленные солнцем 2: Предстояние". Тем более что для этого есть вполне определенный повод — на минувшей неделе данному фильму был посвящен почти полностью очередной выпуск программы "Магия кино" на телеканале "Россия Культура".

Естественно, главным гостем студии государственного канала был сам Никита Сергеевич. Как всегда, он говорил убедительные и в целом правильные вещи. В частности, "разрешил" критиковать картину, но очень просил с уважением отнестись к той огромной работе, что была проделана творческим коллективом.

С удовольствием выполняю просьбу Никиты Михалкова. К проделанной им работе отношусь с большим уважением. Также с уважением (без всякой иронии) отношусь и к самому Никите Сергеевичу. Уважаю его за трудолюбие, за такие редкие сегодня качества, как последовательность и принципиальность, за одержимость в творчестве и общественной жизни.

Рискуя навлечь на себя гнев многих коллег, ставших по велению протестной моды атеистами, признаюсь в глубоком уважении к Никите Михалкову и как к художнику, чье творчество пронизано искренним христианским духом.

Но признаюсь, что две вещи меня все же очень смущают.

Так, в частности, я не получил вразумительного ответа на вопрос: сам ли Михалков "срежиссировал" возмутительную по своей нескромности рекламную кампанию, предшествующую выходу фильма на экраны? Прежде всего имеется в виду рекламный слоган, анонсирующий "великий фильм о великой войне". Когда ведущие программы "Магия кино" спросили его об этом, мастер сказал, что "это секрет", и демонически рассмеялся.

Из этого дьявольского смеха можно было с сожалением сделать вывод, что ответ на данный вопрос следует считать положительным. Если так, то это означает, что талантливому режиссеру и актеру окончательно изменили вкус и чувство меры. Что, согласитесь, само по себе очень грустно.

Удручают также "ритуальные пляски", продолжающиеся вокруг фильма. Один из главных идеологов режима, одиозный "писатель" и депутат Владимир Мединский, высказался в своем блоге на сайте радиостанции "Эхо Москвы" по поводу картины более чем определенно. По его мнению,

"главное — появился правильный фильм о Великой Отечественной войне. Такие уже были — правда, давно. Но были и другие, вредные и нелепые".

Другой поклонник фильма, журналист Владимир Соловьев, добавил там же по поводу критиков ленты, что "почему-то море бездарностей решило, что их мнение хоть что-то значит и мир обязан о нем узнать", в то время как "все их достижения сводятся к потугам нагадить, отметиться язвительной дрянью, грязной руганью". По утверждению господина Соловьева, нынешние кинематографисты не сняли фильмов, "за которые зритель или критики проголосовали рублем или премиями".

Подведем теперь итог. По утверждению "рупоров" действующей власти, "правильные" фильмы о войне если и появлялись, то "давно", а нынешнее поколение кинематографистов не произвело на свет ни одного произведения, интересного зрителям и критикам.

Смею утверждать, что мы в очередной раз услышали откровенно лживые измышления. Если взять только последнее десятилетие, то придется назвать "неправильными" такие популярные у зрителей картины, как "В августе 44-го" Пташука, "В созвездии Быка" Тодоровского, "Кукушку" и "Перегон" Рогожкина, "Свои" Месхиева, "Звезду" Лебедева, "Мы из будущего" Малюкова, "Остров" Лунгина. Причем, "Кукушка", "Свои" и "Остров" неоднократно отмечались самыми высшими наградами престижнейших фестивалей.

Но ведь были еще такие фильмы, как эпические "Великий полководец Георгий Жуков" и "Ленинград", сверхпопулярный "Диверсант", "Курсанты", "На безымянной высоте", "Неслужебное задание", "Снайпер", "Первый после Бога", наконец, "Штрафбат".

Я перечислил только те названия, что первыми пришли на ум. Названные фильмы не вызывают у меня профессионального отторжения, многие из них наверняка запомнятся зрителям надолго.

Впрочем, для господина Мединского этих достижений российского кино, видимо, не существует. "Правильный фильм", по его мнению, может быть только один, и это будет тот фильм, на который укажет нам его партия. Недаром Мединский в том же блоге продолжал гнуть свою линию и утверждать, что "Утомленные солнцем 2: Предстояние" — идеологически значимое и исключительно нужное сегодня стране правильное кино". По его словам, "надо сделать так, чтобы этот фильм увидел каждый старшеклассник, каждый солдат, нужны бесплатные сеансы для ветеранов, нужно продвигать этот фильм при господдержке для проката за рубежом — особенно в ближнем зарубежье".

Между тем мне, например, напротив, кажется, что солдатам и школьникам нужно показывать "Кукушку" и "Остров", "Звезду" и "Штарфбат" или же того же "Диверсанта".

Но заявление Владимира Мединского звучит как суровая директива, присваивающая творению Никиты Михалкова статус неприкасаемого "фильма особого назначения". Государство вновь пытается наставлять своих подданных, что им смотреть в кино, что читать и о чем следует "правильно" думать.

Кстати, сказанное относится не только к россиянам. Сегодня наше

официальное телевидение на полном серьезе пытается учить уму-разуму граждан других суверенных стран и их руководителей.

В этой области на минувшей неделе не было равных директору Института стран СНГ Константину Затулину. Как чертик из коробочки, появлялся он едва ли не каждый день в эфире самых разнообразных программ: "Народ хочет знать" ("ТВ Центр"), "Честный понедельник" (НТВ) и, конечно же, в "собственной" программе "Дело принципа". Не исключено, между прочим, что я еще что-то упустил.

Впрочем, везде речь шла, как правило, об одном и том же. Господин Затулин "ставил на место" наших соседей, пытающихся проводить самостоятельную политику, и терпеливо объяснял непонятливым гражданам сопредельных стран, что всем им до скончания веков суждено находиться в "сфере жизненных интересов России". Поэтому, дескать, нечего и рыпаться.

Так, Польша, по мнению Затулина, является "славянским государством, из которого вынули славянскую душу" ("Дело принципа"). Киргизия, конечно, формально имеет "право выбирать", но Затулину хотелось, чтобы она выбирала группу Led Zeppelin, а не американские военные базы ("Народ хочет знать"). Ну, а с Украиной, по утверждению бойкого журналиста, мы вообще происходим из одного корня, и "когда-то не было никакой Украины, а была одна Киевская Русь" ("Честный понедельник").

Зрителю буквально навязывался вывод о том, что страны, окружающие Россию, а тем более когда-то входившие в состав СССР или Варшавский договор, несостоятельны в политическом плане и по определению должны как минимум прислушиваться к мнению Москвы.

Гости Константина Затулина откровенно заявляли в программе "Дело принципа", что Прибалтика и Восточная Европа навсегда должны остаться в сфере нашего влияния, и для решения этой задачи хороши все средства, в том числе "газовый шантаж".

Сам же Затулин не менее откровенно говорил, что России надо сделать так, чтобы

пять лет президентства Виктора Януковича в Украине превратились в десять, двадцать и пятьдесят лет. Только тогда Украину удастся "переформатировать" в нужном России направлении.

Казалось бы, ничего нового — очередная истерика квасного псевдопатриота, "рвущего тельняшку" во имя великой России.

Вот только возникает неожиданный вопрос: насколько обоснованы претензии на "патриотизм" самого господина Затулина?

В программе "Дело принципа" он назвал своим родным городом Сочи. Это, мягко говоря, не совсем точно. Родным городом Константина Затулина является город Батуми, прекрасный, между прочим, город, находящийся, если кто не помнит, в Республике Грузия. Именно в этом городе он и родился осенью 1958 года.

Таким образом, получается, что "пламенный патриот России" в эфире публично отрекся от своей настоящей Родины. Вообще-то в мировой практике это считается дурным тоном. Порядочные люди стараются не иметь дело с подобными политиками.

Ведь никто не может гарантировать, что случившееся однажды никогда больше не повторится.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter