Борьба за деньги не является причиной конфликта в Союзе кинематографистов. Такое мнение высказал на пресс-конференции 26 мая председатель комитета Государственной думы по культуре Григорий Ивлиев. По его мнению, попечительский совет Фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа, который занимается распределением бюджетных средств на производство фильмов, ориентируется на всех членов Союза кинематографистов, а не только на председателя Никиту Михалкова. Мы попросили депутата рассказать подробнее о принципах господдержки отечественного кино.

— Григорий Петрович, вы можете назвать отечественные фильмы, достойные господдержки?

— Вот, пожалуйста, "Утомленные солнцем" — образец отечественного кинематографа 2010 года. Этот фильм обращен к чувствам людей.

— На него затрачены бюджетные деньги?

— Все потраченные на него деньги себя оправдывают. Такого рода фильмы государство обязано поддерживать. Мы будем поддерживать "Утомленные солнцем 2: Предстояние", "Утомленные солнцем 3"...

— Почему, на ваш взгляд, государство должно поддерживать именно такое кино?

— Не только на мой взгляд. Это на взгляд большого числа кинематографистов. Фильм, созданный в России и отобранный для просмотра на такой международный фестиваль, как в Каннах, является визитной карточкой нашего кинематографа. Он интересен миру. Вообще наша российская культура может успешно существовать, если она встроена в мировую культуру.

— Для вас это является критерием качества?

— В том числе. Важно также отношение людей к этому фильму, внимательного зрителя, который хочет видеть, как показывается война в современном мире, который хочет видеть нравственные обоснования своей жизни, своих стремлений.

— Понравилось ли вам то, как раскрыл тему войны Никита Михалков?

— Больше всего меня поразил в этом фильме эпизод на пароходе, раскрывающий весь ужас и страх войны, а также отношение к ней человека в сложной ситуации, бессмысленность войны, ее тяжесть для народа, когда мгновенно уничтожаются десятки людей. Смысл войны передан в современном стиле, с использованием современных технологий. Это доходит до меня, это трогает, как и всех зрителей, которые смотрели этот эпизод.

— Почему в таком случае многим фильм не понравился?

— Я не знаю таких многих зрителей, я знаю таких многих критиков. Я общаюсь в том кругу, где фильм понравился. Есть люди, которые говорят, что им не нравится фильм, а когда их спрашиваешь: "А вы смотрели?", они отвечают, что не успели, но много о нем прочитали. Я читаю разных критиков, например, Ямпольскую в "Известиях". Это трезвая взвешенная оценка, которая совпадает с моей. Но когда я беру подряд статьи десяти критиков и вижу, что у всех повторяется три аргумента: снято, как у Климова, как "Проверка на дорогах", и еще какой-то фильм приводится, — это меня убеждает в том, что задано какое-то клише. Конечно, на отношение критиков к фильму повлиял конфликт внутри Союза. Режиссер, который поссорился с гильдией критиков, вряд ли получит у них положительную оценку. Сам фильм не ставил задачи понравиться критикам, собрать средства. Михалков ставил задачу показать свои ценности, как он их понимает. Он их показал.

— Вы считаете, что для режиссера главное — показать себя?

— Это его ценности. Он режиссер номер один в нашей стране. Я был на Каннском фестивале и видел другие фильмы. Вы посмотрите на это трезвыми глазами. В Каннах отобрали этот фильм, потому что он того заслуживает. В нем есть то, что характеризует кинематограф российский, что востребовано мировым кинематографом. Давайте посмотрим, какой наш следующий фильм попадет на фестиваль. Поверьте, я как гражданин страны буду поддерживать того режиссера, который добьется, чтобы его фильм был отобран на Каннский фестиваль.

— А разве не надо поддерживать режиссеров раньше, когда они снимают свои фильмы?

— Да, конечно. Этим мы и занимаемся, чтобы были созданы фильмы, которые задают мировой культурный процесс. С десяток проектов, с которыми ко мне обращались, я рекомендовал к поддержке, но решать будет конкурсная комиссия, на которую я повлиять не могу. Я могу обратить внимание на ценности, заложенные в фильме.

— Как попасть в экспертный совет?

— Членов экспертного совета отбирает Министерство культуры.

— Чиновники?

— Да, отбирают чиновники, но в состав этого совета входят деятели культуры. В конце концов, без участия государства не бывает распределения государственных денег.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter