Протестные настроения, постепенно нарастающие в современном российском обществе, очень неоднородны. Если до середины 2000-х годов основным центром выражения недовольства действиями власти были две столицы — Москва и Санкт-Петербург, — то в последние два-три года наиболее массовые акции сместились в регионы, можно даже сказать на окраины страны. Зима 2008-2009 годов запомнилась митингами автовладельцев в Приморье, зима 2009-2010 годов — многотысячными акциями протеста в Калининграде.

Протест в регионах имеет социальную подоплеку, люди выступают против решений, которые ухудшают их жизнь:

повышения таможенных пошлин на иномарки, транспортного налога и тарифов на коммунальные услуги, открытия экологически вредных производств (например, возобновление работы Байкальского ЦБК) и закрытия градообразующих предприятий.

Нельзя сказать, что Москва и Санкт-Петербург на фоне новых центров общественного протеста выглядят совсем уж цитаделями правящего режима. Однако акции оппозиции в двух столицах на порядок малочисленнее протестных мероприятий в том же Приморье или Калининграде. Более того, столичный протест — это скорее протест идеалистический, постматериальный, если хотите. Московские и питерские власти, имея большие, по сравнению с другими регионами, финансовые ресурсы, способны поддерживать уровень социальных выплат, который позволяет не допустить социального взрыва и ограничивает недовольство людей ворчанием в очередях в Сбербанке или поликлинике.

Главная борьба на площадях двух столиц разворачивается за такие нематериальные ценности, как сохранение исторического облика Москвы и Петербурга или соблюдение 31-й статьи Конституции, закрепляющей свободу собраний и уличных акций.

Ядром столичного протеста является, прежде всего, интеллигенция и более многочисленный, чем в остальных регионах, актив оппозиционных организаций.

Каким же образом в такой неоднородной среде найти нужную "ахиллесову пяту власти"? На мой взгляд, оппозиции не стоит сосредотачиваться на какой-то одной узкой социальной теме — будь то проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, рост налогов или разрушение памятников архитектуры. Ресурсов для того, чтобы заниматься несколькими темами одновременно, у большинства оппозиционных организаций сейчас нет, а если они сконцентрируют внимание на какой-то одной теме, то исключат из поля зрения проблемы нескольких социальных групп. Поэтому

задача оппозиции — политизировать существующий социальный протест и предложить собственный проект политической реформы.

Уже сейчас, опираясь на результаты социологических опросов, можно сказать, что большая часть населения хочет расширения круга выборных должностей и подотчетности органов власти на всех уровнях. Именно отсутствие выборности и подотчетности и является ахиллесовой пятой правящего режима. Сегодня 54 процента россиян, по данным "Левада-центра", выступают за восстановление всенародных выборов губернаторов, в Москве за возвращение выборов мэра выступает почти три четверти жителей столицы. Сторонников возвращения выборов части депутатов Государственной думы по одномандатным округам в полтора раза больше противников данной идеи (36 процентов против 21). Широкой популярностью среди населения всегда пользовалась идея введения процедуры досрочного отзыва депутата-одномандатника, не защищающего интересы собственных избирателей.

Политическая реформа должна предусматривать наделение региональных парламентов полномочием объявить импичмент губернатору. Партийная и избирательные системы должны быть реформированы таким образом, что дать возможность любой группе социального протеста при наличии у нее желания быстро включиться в политический процесс. Число подписей, необходимых для регистрации партии должно быть снижено до 5 тысяч. Причем для того чтобы избежать двойного стандарта при проверке подписей, можно воспользоваться идеей известного электорального специалиста Григория Голосова — обязать партии представлять в ЦИК нотариально заверенные подписи, не нуждающиеся ни в какой дополнительной проверке или экспертизе. Все зарегистрированные по такой процедуре партии должны быть освобождены от сбора подписей или подачи залога для участия в выборах. Число подписей, которые будет необходимо собрать кандидату-самовыдвиженцу, должно ограничиваться одним процентом от числа избирателей в его округе, но при этом составлять не менее 100.

Вот контуры проекта политической реформы, который оппозиция должна предложить обществу. Этот проект должен быть сформулирован кратко и лаконично. Огромными, пусть даже и очень содержательными, "300 шагами к свободе" или проектом новой Конституции массы не привлечь: людям порой просто тяжело и некогда читать многостраничные программы политических партий.

Политическая реформа должна быть четкой и понятной:

  • выборность — законодательной и исполнительной власти всех уровней,
  • подотчетность — в виде более жесткого парламентского контроля за исполнительной властью и возможности отзыва самих парламентариев по требованию их избирателей,
  • политика для всех — возможность любой социальной группы быстро включиться в политический процесс в виде создания партии или выдвижении своего кандидата-одномандатника.

Успеху проекта политической реформы должно способствовать его продвижение новыми политическими лидерами, иначе эти предложения будут выглядеть как призыв вернуться в "демократические 90-е" или "брежневские 70-е".

Если оппозиция предложит обществу новый проект политического устройства, она сможет объединить разрозненные протестные выступления в регионах, превратив их в единый политический протест и борьбу за перемены в стране.

Константин Янкаускас

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter