Всеволод Емелин "Gоtterdаmmerung", Аd Marginem Press, 2010

Эта книга из тех, в случае с которой самым интересным является скорее сам факт ее выхода, чем содержание. Хотя это как посмотреть — в конце концов, плотный томик, выпущенный издательством Аd Marginem, действительно, как справедливо сказано в аннотации, является наиболее полным на данный момент собранием сочинений Всеволода Емелина. В таком объеме его издают впервые. Однако не только любители творчества этого автора, но и все те, кто более или менее интересуется современной российской поэзией, читали либо все эти стихотворения, либо большую их часть. Поэтому все-таки главное в этой книге — то, что она наконец вышла.

В той же аннотации Емелина называют "лучшим поэтом России". Пока в кавычках и, кажется, еще с некоторой долей иронии. Но иронию эту так и тянет назвать "остаточной". Потому что Емелин в последнее время буквально на глазах изумленной публики и в самом деле выходит на тот уровень, где подобный эпитет по отношению к нему начинает звучать вполне серьезно и, так сказать, обоснованно, без натяжек и саркастических ухмылок.

Точно так, как уже очень давно применительно к нему определение "самый популярный русский поэт" стало простой констатацией факта. Теперь же воистину народная популярность прирастает "официальным" признанием.

Пятая книга за пять лет — мало кто из отечественных стихотворцев может похвастаться такой востребованностью.

Если бы западной политкорректности или ее отечественной разновидности — "борьбы с экстремизмом" не было, то их следовало выдумать только ради того, чтобы за счет обыгрывания всех этих "некорректностей" и "разжиганий" родилась бы поэзия Емелина. Он пишет уже много лет, но по-прежнему трудно найти другого такого поэта, в стихах которого антисемитизм или, например, гомофобия были бы одновременно и абсолютно серьезными, и уморительно смешными. Все его творчество с беспощадной очевидностью доказывает, что правила и табу созданы именно для того, чтобы их нарушать, и нарушение — это вообще самое интересное, что может быть связано с какими угодно правилами.

Емелинская оптика — сказочная. Когда Емелин выступает как поэт-публицист, это не злободневные комментарии от политически или национально сознательного литературного активиста "с направлением", но рассмотрение произошедшего через призму фольклорного, былинного восприятия.

Под его пером любое событие, будь то обыск в книжном магазине "Фаланстер" или бегство сержанта Глухова в Грузию, становится этакой современной городской сказкой, изрядно сдобренной различными пропагандистскими, информационными и еще Бог знает какими штампами, используемыми Емелиным с той серьезностью, которая и дает в итоге умопомрачительно комический эффект. В сказочном мире действует сказочные же персонажи: скинхеды, менты, челноки, гастарбайтеры, ваххабиты, евреи, Лужков, Березовский, Путин... И лирический герой тоже фольклорный — русский тип горемыки, поющий свои жалостливые беспризорничьи песни на базарах и папертях.

Сборник предоставляет читателю обзорную панораму творчества поэта с 1991 по 2009 год. Увы, хронологическая достоверность не обошлась без огрех — так, стихотворение "На смерть леди Дианы Спенсер" отнесено составителями к 1996 году, тогда как принцесса Диана погибла в 97-м... Есть и "бонусы", являющие нам Емелина в неожиданной ипостаси драматурга, — пьесы "Портреты" и "Кризис", а также эссе о поэте, написанное Захаром Прилепиным.

Вот в статье Прилепина и поднимается вопрос, дополнительную актуальность которому придает выход этой книги и другие признаки наступающего успеха Емелина — насколько на данный момент оправдан образ вечного изгоя, маргинала, поющего свои песни, находясь outside, на вечной социальной обочине? Емелин продолжает упорно жаловаться на некую "поэтическую мафию", на то, что "хозяева дискурса" его игнорируют-байкотируют и вообще отказывают в праве называться поэтом. Не являются ли эти могущественные и загадочные недруги такими же сказочными или полусказочными персонажами, как и все прочие, населяющие поэтический былинно-сказительный мир Емелина?

Вот, например, из вплетенного в текст прилепинского эссе-интервью с поэтом выясняется, что вырос он отнюдь не на рабочей окраине, а мама его работала в Кремле, хоть и секретаршей; что и в 1991-м, и в 1993-м он поддерживал "ельцинистов", а не "красно-коричневых"... Однако в финале текста нижегородский автор отмечает, что все эти откровения дали парадоксальный результат — образ Емелина только укрепился. Да и так ли уж важно, насколько этот образ соответствует пресловутой "объективной реальности"?

Когда Емелин перестанет быть обиженным, он перестанет быть Емелиным, а вот этого очень не хотелось бы.

Потому что своим творчеством он убедительно доказывает — обиженные пригодны далеко не только для перевозки воды. Некоторые отдельно взятые обиженные еще и пишут отличные стихи.

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Gоtterdаmmerung".

Антон Семикин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter