Славой Жижек "Против прав человека", Свободное марксистское издательство, 2010

Маленькая, даже крохотная красная книжечка суммирует то, что думает о концепции прав человека один из ведущих интеллектуалов нулевых, гуру антиглобалистов и разномастных радикалов Славой Жижек. Культовый в определенных кругах словенец собрал в этой брошюрке мысли свои и других коллег-философов на обозначенную тему.

Сам Жижек использует для препарирования прав человека метод марксистского симптомного чтения. Насколько можно понять, это способ лингвистического анализа, который позволяет вскрыть "подлинное" содержание смыслов. В случае с правами человека они у неомарксистов, подобных Жижеку, разоблачаются как "права белого мужчины, владельца частной собственности, на свободный рыночный обмен, эксплуатацию рабочих и женщин и на проявление политического доминирования".

По Жижеку, в современном западном обществе, которое он называет "либерально-капиталистическим", апология прав человека основана на трех допущениях, которые нигде формально не прописаны, однако составляют философскую и этическую подоплеку этой "темы". Во-первых, human rights кажутся средством, "антидотом" против разного рода "фундаментализма". Во-вторых, двумя главными правами из стандартного набора, прописанного в Декларации 1948 года, неформально считаются свобода выбора и право на удовольствие (в противовес служению какой-либо идеологии, постулирующему человека как инструмент, а не самоцель). И наконец, права человека принято рассматривать как защиту от "избытка власти".

Жижек "по пунктам" атакует все эти посылки. Сначала он проводит популярную среди леворадикальных мыслителей идею о том, что,

объявляя якобы бескомпромиссный поход против фундаментализма, Запад на самом деле борется с собственным прошлым, с проявлениями нетерпимости в собственной истории

(инквизиция, антисемитизм), которые в настоящее время "вытеснены" (Жижек — марксист-лаканианец, то есть фрейдист, возглавляет Общество теоретического психоанализа в Любляне) из "цивилизованного" мира в "третий". В подтверждение этого тезиса автор напоминает, что одно из самых известных и кровавых проявлений нетерпимости — резня турками армян — было совершено во имя национального государства, то есть европейской по происхождению идеологемы, импортированной с Запада. Также он напоминает, что до этого разного рода европейские изгои, от евреев, испанских мусульман и до христианских сектантов, находили пристанище в Османской империи, которая тогда была чуть ли не более терпимой и мультикультурной, чем даже современная Европа. Грубо говоря, Запад сам "заразил" Восток фундаментализмом, а теперь с этим "борется".

Дальше Славой Жижек переходит к критике "свободы выбора" в ее западном понимании, и в этой части можно усмотреть симпатии автора к исламу. "Лишь та женщина, которая выбирает не носить хиджаб, выбирает выбор", — такова, по Жижеку, лицемерная подоплека той позиции, которая проявляется, когда "либерально-капиталистическое общество" сталкивается с по-настоящему иными идеологией, культурой и образом жизни. "Другой приветствуется лишь до того, пока его присутствие не навязчиво, то есть пока он на самом деле не другой", — вот и вся толерантность. Можно сформулировать еще грубее: "Станьте такими, как мы, и тогда мы, так и быть, вас потерпим".

В той части книжки, где речь идет об "избытке власти", встречается мысль о том, что

формально ограниченная законом власть всегда в лице своего непосредственного исполнителя содержит "непристойное" дополнение, угрожающее неограниченным произволом:

"На самом деле законы меня не интересуют, я смогу сделать с тобой все, что захочу, могу обращаться с тобой как с виновным, если решу сделать так, могу уничтожить тебя по собственной прихоти". И в самом деле, чтобы убедиться в истинности этого наблюдения, достаточно в "частном" разговоре сказать что-нибудь о "законности" среднестатистическому российскому "менту". Из этой части, однако, нельзя с уверенностью сказать, считает ли философ права человека сколь-нибудь действенным противоядием против произвола власти.

Пожалуй, самая убедительная и интересная критика концепции прав человека содержится в главе под названием "Гуманитарная чистота", где речь идет о беженцах, тех, кто голодает (а в мире таких уже больше миллиарда человек), и прочих жертвах "гуманитарных катастроф". Как ни парадоксально, но при том, что Декларация подчеркнуто обращается к "человеку вообще", к просто человеку, человеку как таковому,

чтобы начать самые элементарные действия по защите своих прав, надо быть хотя бы минимально включенным в социум, иметь гражданство, документы, жилье и т. д.

Здесь Жижек цитирует Ханну Арендт: "Идея прав человека, основанная на допущении существования человека как такового, рухнула в тот самый момент, когда те, кто исповедовал ее, впервые столкнулись с людьми, которые действительно потеряли все другие качества и специфические отношения, за исключением того, что они все еще оставались людьми".

Таким образом, изложенная в Декларации ООН концепция, формально постулирующая неотъемлемость прав для каждого человека вне зависимости от его гражданства, пола, занятий, религии и прочих социальных атрибутов, оказывается на практике бессильной именно тогда, когда сталкивается с "голым человеком", бомжом у метро или миллиардом голодных третьего мира, по отношению к которым нарушается право на жизнь.

И все-таки. После подобного препарирования, проведенного Жижеком с позиций его неомарксизма в лучших традициях философии разоблачения, заложенных тремя великими ниспровергателями Марксом, Ницше и Фрейдом, после срывания "всех и всяческих масок"

радикальный философ все же не отбрасывает окончательно концепцию прав человека, признавая, что они, права, нужны для того, что в аннотации названо "универсалистской эгалитарной политикой".

Проще говоря, для мирового левого движения или чего-то в этом духе. Собственно, это общая позиция для разного рода левых и идеологизированных (не стихийных) анархистов: да, концепция прав человека не идеальна, да, там есть лицемерие и "двойное дно", под видом универсальности и "всеобщности" права зачастую служат продвижению вполне конкретных "либерал-капиталистических" ценностей, однако за неимением ничего лучшего и они "сгодятся", имеют право на существование.

Редакция благодарна в магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Против прав человека"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter