Создание новой коалиции "За Россию без произвола и коррупции" стало одним из самых обсуждаемых событий в оппозиционной среде. Кто-то воспринял это соглашение как радостную весть о наконец-то состоявшемся объединении демократов. У кого-то есть серьезные претензии к тому, каким образом и для чего создается новое объединение демократических политиков. Московское городское отделение "Солидарности" — крупнейшее отделение движения, являющееся организатором (или соорганизатором) большинства успешных протестных акций последнего времени в Москве, включая концерт 22 августа на Пушкинской площади и акций в защиту 31-й статьи Конституции — приняло довольно резкое заявление в связи с созданием нового демократического объединения. В нем отмечается, что МГО не будет принимать участия в деятельности коалиции до тех пор, пока соответствующее решение примет съезд "Солидарности".

Чем же вызвано подобное недовольство? На мой взгляд, в первую очередь принципами, положенными в основу нового объединения. Главной целью создаваемой коалиции объявлена попытка регистрации оппозиционной демократической партии в преддверии выборов в Госдуму в 2011 году. Причем иллюзий относительно реальности участия в выборах нет даже у самих создателей коалиции — Министерство юстиции, вероятнее всего, откажет в регистрации демократам, так же как оно отказало левому РОТ фронту и как оно, скорее всего, откажет "Другой России" Лимонова. Считаю,

попытка регистрации является некоторым пиар-проектом, призванным, с одной стороны, консолидировать разрозненный демократический электорат, а с другой стороны, лишний раз дискредитировать правящий режим

и показать, что в России нет выборов как таковых, поскольку ни одна реально оппозиционная организация к ним не допускается под любым надуманным предлогом.

Являются ли данные действия самой эффективной стратегией для оппозиции на ближайшие два года? Для меня это спорный вопрос. Идея попытки регистрации партии по кремлевским правилам уже оттолкнула от коалиции некоторых потенциальных участников и вызвала скепсис со стороны нескольких ярких демократических политиков, которые могли принять участие в новом объединении. Речь идет о Гарри Каспарове и Владимире Буковском, открыто выразивших свое сомнение в перспективе "партийного проекта".

Закономерно, что в состав коалиции не вошли и общественные организации вроде Федерации автовладельцев России, в последние несколько лет проводившие социальные акции протеста с политическими лозунгами отставки правительства Путина, возвращения выборов губернаторов и соблюдения конституционных прав граждан. Такие организации готовы участвовать в объединении на более широких принципах и не заинтересованы выступать в качестве группы поддержки нескольких известных демократических лидеров.

Поэтому разговоры о том, что коалиция "За Россию без произвола и коррупции" стала долгожданным объединением "демократов всея Руси", все-таки являются неким лукавством — неучастие в партийном проекте вышеназванных политиков и общественных организаций, к сожалению, позволяет пока лишь объединить сторонников четырех подписантов соглашения о создании коалиции.

В минус созданной коалиции можно записать и тот факт, что двое ее подписантов — Касьянов и Рыжков — после избирательного цикла 2007—2008 годов не принимали активного участия в политической жизни, активизировавшись странным образом именно в преддверие очередной избирательной кампании. С учетом того, что в 1990-е или начале 2000-х Касьянов и Рыжков (как, впрочем, и два других подписанта соглашения) занимали руководящие посты в исполнительной власти и/или тогдашней "партии власти",

явной угрозой для нового объединения — в случае отказа от расширения списка подписантов — является формирование в общественном сознании образа демократической коалиции как "партии бывшей номенклатуры", не участвующей в политической жизни страны между выборами и стремящейся в первую очередь вернуться во власть.

Да и сама по себе попытка регистрации партии, по-моему, является сомнительной инициативой. За оставшиеся семь месяцев, в которые, согласно действующему законодательству, новая коалиция должна подать документы для регистрации партии, практически невозможно собрать требуемые по закону 45 тысяч членов партии в 45 регионах страны. Совокупная численность участников четырех организаций, от имени которых было подписано соглашение о коалиции, едва ли превышает 5 тысяч человек по всей России. Следовательно, за семь месяцев новое объединение должно увеличить свои ряды в девять (!) раз. В самом лучшем случае уже вступивших в коалицию активистов отправят в поквартирный обход за новыми членами партии, о других вариантах "технологического" увеличения числа членов партии даже не хочется думать и писать.

Выйдут ли собранные таким образом новые члены партии на митинг протеста, когда демократам откажут в регистрации? Думаю, что нет. Когда два с половиной года назад чуровский ЦИК отказал Михаилу Касьянову в регистрации на президентских выборах, ни в одном российском городе не прошло серьезной акции протеста против нерегистрации Касьянова. Два миллиона людей, подписавшихся за Михаила Михайловича, остались сидеть по домам. Хочется ошибаться, но боюсь, что таким же будет и поведение новоиспеченных членов партии "За Россию без произвола и коррупции".

Без активного массового протеста против снятия демократической оппозиции с выборов сама идея пиар-проекта "Объединение демократов" теряет всякий смысл:

активисты полгода занимаются бесперспективной работой, партия не допускается до участия в выборах, а на митинг протеста против ее нерегистрации выходят те же самые активисты, которые полгода вербовали псевдочленов новой организации по подъездам в спальных районах.

Разумеется, критикуя существующий проект коалиции, логично предложить собственную альтернативу. До неожиданного создания коалиции планировалось, что "Солидарность" на съезде и предшествующих ему региональных конференциях обсудит все возможные варианты стратегии на ближайшие два года. Однако сейчас это обсуждение фактически сведено к вопросу участия или неучастия нашего движения в создаваемой коалиции. Надо попробовать выйти за рамки этого вопроса и посмотреть на альтернативные варианты предвыборной стратегии оппозиции.

На мой взгляд, в оставшееся до выборов время оппозиция не должна пытаться спешно подстроиться под правила игры, установленные Кремлем, а

консолидироваться и сосредоточится на борьбе за изменение избирательного и партийного законодательства, которое сейчас, по сути, лишает российский народ возможности избирать собственную власть.

Именно ради такой борьбы можно и нужно формировать широкую коалицию из незарегистрированных партий и политических движений, общественных организаций демократического толка и известных демократически настроенных общественных деятелей. Социологические опросы показывают высокий уровень поддержки таких политических изменений, как возвращение выборов губернаторов (в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах — возвращение прямых выборов мэра) и депутатов-одномандатников. К этим требованиям стоит добавить снижение минимального числа членов партии, необходимого для ее регистрации (до пяти тысяч человек), снижение числа подписей, необходимых для регистрации кандидата в президенты, изменение порядка формирования Центризбиркома и нижестоящих избирательных комиссий.

Хорошим трамплином для начала работы подобной коалиции (назовем ее условно коалицией "За честные выборы") могут стать состоявшиеся 10 октября региональные выборы, которые по традиции ознаменовались массовыми фальсификациями в пользу "Единой России". Поддержка протестных выступлений граждан против фальсификаций на выборах, публичное обсуждение предлагаемой реформы избирательного и партийного законодательства и массовая агитация граждан за эти изменения — вот что должно стать главным вопросом политической повестки дня для оппозиции в ближайшие полгода-год.

К весне — лету 2011 года после еще одной скандальной избирательной региональной кампании в марте

оппозиционные силы, нарастив свою численность и увеличив уровень протестных настроений, могли бы начать процедуру выдвижения единого кандидата в президенты через праймериз в регионах, превратив это выдвижение в еще одну гражданскую кампанию.

Форма участия в выборах в Госдуму должна быть определена исходя из тех условий, к которым приведет кампания за честные выборы: она вполне может заключаться в массовом наблюдении за ходом голосования в день выборов, фиксации нарушений и последующем выводе своих сторонников на акции протеста.

Я уверен, что оппозиция должна не пытаться играть по правилам, предлагаемым нынешней властью, а, напротив, наконец-то взять инициативу в свои руки и формировать собственную политическую повестку дня, заставляя власти реагировать на нее и отступать под напором протестных акций. Задачи "Солидарности" не должны ограничиваться избирательным циклом 2011—2012 годов, а нашей стратегией должна быть изнурительная последовательная борьба с режимом, а не броский партийный пиар-проект за полгода до выборов.

Константин Янкаускас

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter