30 ноября президент России Дмитрий Медведев выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. Выступал он уже в третий раз. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова заявляла, что речь должна обойтись без сюрпризов. Что, в общем-то, и получилось. Правда, двоякое впечатление оставила основная тема послания, выделенная в огромный блок и ненавязчивым лейтмотивом проходящая через все остальные темы, затронутые в послании. Я имею в виду тему поддержки детей и молодежи. Благодаря ей выступление Медведева чем-то неуловимо напоминало выступление Остапа Бендера на заседании "Союза меча и орала". Наверное, дело в гипнотической притягательности фактора детства для русского человека. Можно приводить какие угодно данные и делать какие угодно предложения, не слишком соотносящиеся с реальностью, но если пояснить, что это все во благо детей, тут наш с вами соотечественник устоять не сможет. Он будет заворожен и восхищен благородством человека, который даже в такое непростое (а когда у нас было другое?) время не забывает думать о будущем. То есть о детях.

Так вышло и на этот раз. Несмотря на то, что экономические показатели, упомянутые Медведевым, вызывают у экспертов сомнения, а предложения по оздоровлению экономики далеко не просты в исполнении, этого почти никто не заметил. Что же остается из реальных инициатив, если отринуть, надо признать, весьма трогательно и сильно затронутую "детскую" тему?

"Экономический" сектор послания Медведева можно условно разделить на несколько блоков. Первый — модернизация экономики, второй — привлечение инвестиций в Россию, третий — льготы для малого бизнеса и, наконец, уже неоднократно упоминавшаяся масштабная программа приватизации госимущества.

Модернизировать экономику президент собрался прежде всего путем развития инновационных и высокотехнологичных отраслей.

На деле, скорее всего, продолжится вливание бюджетных денег в структуры, подобные "Роснано" и "Ростехнологиям".

Стоит отметить, что эти компании давно уже стали притчей во языцех в части распила государственных денег. Примечательно, что эта часть выступления довольно плотно соприкасается с темами привлечения инвестиций и приватизации госимущества. Вместе все это в нашей стране принято называть красивым словом "оптимизация". Тренд этот не сказать чтобы уж новый, но настолько явно о нем было заявлено впервые.

В реальности подобная "оптимизация" выглядит следующим — когда совсем неприглядным, а когда относительно сносным — образом. Все зависит от местной специфики. Итак, государственная компания ("Роснано", "Ростехнологии" или один из дивизионов Минрегионразвития) подписывает с региональным правительством соглашение о сотрудничестве. Далее создается совместная компания с красивым названием, из которого сложно понять, чем она конкретно занимается. То ли инновациями, то ли инвестициями, то ли всем вместе (обычно название выглядит как "Корпорация развития такого-то региона"). Подобные конторы представляют собой локальные кормушки для местных полуфеодальных властей, их покровителей — федеральных наместников, а также для разного рода структур помельче.

После создания в такие компании в качестве уставного капитала вводятся активы — как правило, это акции предприятий, принадлежащих местным властям. А дальше все эти корпорации начинают заниматься тем, что во властных структурах называется "эффективным управлением", а в простонародье — "захватом". Проще говоря,

под заказ будущих владельцев (это привлечение инвестиций) начинают принудительно акционировать (это приватизация госимущества) государственные и муниципальные предприятия.

Вполне возможно, что, по мнению нашего президента, подобные меры действительно оздоравливают экономику. Ведь,

по сути, это не что иное, как глобальная смена кадров —

надежных, но не слишком гибких управленцев еще советских времен на современных, гибких и креативных менеджеров. В итоге получается, что сами регионы перестают быть, по выражению Медведева, "владельцами заводов, газет, пароходов". Зато такими владельцами становятся лица, аффилированные с региональными властями. Иначе как меной шила на мыло подобные действия назвать сложно.

Примерно также можно охарактеризовать и решение Медведева о распределении бюджетных средств. Президент поручил правительству направлять на модернизацию не менее половины сэкономленных средств бюджета и часть дополнительных доходов федерального бюджета. Однако министр финансов Алексей Кудрин выступил в роли финансового дешифратора президентского послания. По словам чиновника, деньги удастся выделить не ранее второй половины 2011 года. К тому же часть дополнительных доходов уже зарезервирована Минфином на компенсацию социальным фондам.

Компенсировать им будут те самые 8%, которые фонды недополучат от малого и среднего бизнеса в 2011—2012 годах. Эта льгота — еще один прекрасный пример медведевской инициативы "ни о чем". Казалось бы, идея хорошая: дать малому и среднему бизнесу финансовую льготу, которая поможет ему хоть как-то развиваться.

Однако и здесь в прекрасные начинания президента вмешивается суровая реальность. Во-первых, этой льготой смогут воспользоваться только 15—17% предприятий малого бизнеса — именно столько их занято в производственной сфере. Компаниям, занимающимся торговлей или обслуживанием населения, в подобных поблажках отказано — им, как и всем, придется платить 34% страховых взносов. Во-вторых, даже в таком случае, по словам Кудрина, фонды недосчитаются порядка 30—40 миллиардов рублей в год. Стоит отметить, что увеличение нагрузки от повышения взносов составило порядка 800 миллиардов рублей, то есть президент готов отказаться всего от 5% процентов изымаемых в налоги средств. Но даже

такую финансовую дырку чиновникам придется затыкать. Причем именно теми средствами, которые президент планировал потратить на что-нибудь полезное.

Как ни странно, меньше всего вопросов у Кудрина в деле распределения бюджета вызвали наиболее популистские, они же демографические, траты и наиболее масштабные, они же военные. Президент предложил, чтобы для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми налоговый вычет составил 3 тысячи рублей на ребенка. В масштабах страны это не очень серьезная сумма. Другое поручение Медведева — выделять за каждого третьего ребенка бесплатный земельный участок и вовсе смехотворно по затратам. Свободной земли у нас в стране хватает, так что здесь деньги будут тратиться только на оформление этих участков.

Обещание Дмитрия Медведева потратить на "новую высокотехнологичную мобильную армию" более 20 триллионов рублей до 2020 года тоже не стало сюрпризом для госфинансистов. Президент лишь подтвердил решение комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, в целом одобрившей рост расходов на армию в течение десяти лет с 13 до 22 триллионов рублей. Впрочем, по словам того же безжалостного к президентским инициативам Алексея Кудрина,

пока программа все равно не обеспечена финансированием. К тому же основной рост расходов в ней предполагается с 2013 года — после президентских выборов. 

В итоге получается, что все громкие обещания и заявления Медведева — это, по сути, всего лишь переливание из пустого в порожнее. Модернизация экономики обернется очередным вливанием в "распилочные" структуры, приватизация госимущества — простым обновлением кадров, а привлечение инвестиций — отмыванием денег. Из пояснений Кудрина следует, что обещания в части распределения бюджетных средств надо делить на 10. Можно сколько угодно обещать потратить деньги на самые разные цели, но бюджет-то один, и если где-то что-то прибавится, то в другом месте обязательно убавится. Вот и получается, что концентрация президентского внимания на одном участке российской экономики неизбежно обернется спадом и стагнацией на другом. Зато детям помогут.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter