Россия, похоже, действительно выходит из кризиса. Правы президент и премьер — все самое плохое позади. И первое свидетельство тому — количество подозрительных сделок, которые зафиксировал Росфинмониторинг.

Объем подозрительных операций, о которых банки сообщили в ведомство, за десять месяцев этого года составил около 120 трлн рублей. Не исключено, что это тянет на своеобразный мировой рекорд.

Для сравнения — это около 60% объема всех банковских операций, связанных с экономикой. Чтобы было еще проще понять — это втрое больше ВВП страны.

Думаю, представить себе что-либо подобное в США или Европе, да и вообще в любой из развитых стран вряд ли возможно. То ли дело у нас.

Эта, казалось бы, скандальная новость, даже не попала на первые полосы газет. Видимо, дело уже в привычке. Ну, растет теневая экономика, ну что поделаешь.

Напомню, Росфинмониторинг действует на основании закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Закон был принят в 2001 году буквально за месяц до громких терактов в США. Согласно ему, ведомство обязано отслеживать операции с наличными на сумму свыше 600 тысяч рублей, а также безналичные операции, если одна из сторон по сделке зарегистрирована, живет или находится на территории государства, не участвующего в международной борьбе с терроризмом. Также в поле внимания Росфинмониторинга попадают сделки с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей.

И вот что получается. С января по октябрь 2010 года ведомство получило от участников финансового рынка свыше 5,6 млн сообщений об операциях на общую сумму около 120 трлн рублей. Более 90% информации поступило от банков, а остальная часть тревожных звонков — от страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ломбардов и операторов по приему платежей, а также от организаций, работающих с драгоценными металлами, и риэлторских компаний.

За аналогичный период прошлого года Росфинмониторинг получил около 4,7 млн сообщений о сделках на сумму 57 трлн рублей. В 2008 году количество сообщений от организаций было на 15% больше, чем в этом году, но объем операций составил 69 трлн рублей, то есть в два раза меньше, чем в 2010-м.

Понятно, что крайне непросто сравнивать 2008, 2009 и 2010 годы, так как практически по всем финансовым показателям они были для страны неодинаковыми. Поэтому ничего удивительного в том, что число сделок, совершаемых в эти годы, было принципиально разным, нет. В Росфинмониторинге прошлогоднее снижение числа и объема сделок, подлежащих контролю, объясняли "общими тенденциями спада экономической активности в период финансовой нестабильности". В 2010 году деловая активность выросла, увеличилось число сделок и, соответственно, объем операций, передаваемых в ведомство. Сдается мне, что дело тут вовсе не в спаде терроризма, с которым должен бороться Финмониторинг. Просто

воровать на выходе из кризиса в стране стали больше.

Опрошенные журналистами банкиры также говорят, что в стремительном росте суммы подконтрольных Росфинмониторингу операций ничего неправдоподобного нет. И тому есть несколько причин. На первом месте — все тот же выход из кризиса. Наблюдается рост по сделкам с недвижимостью примерно в два раза. При этом отмечается довольно много сделок, которые проводят состоятельные клиенты. Также можно отметить рост сделок по приобретению недвижимости за границей.

Иными словам, наблюдается всплеск интереса по отношению к зарубежной недвижимости со стороны российских резидентов. Да и вообще к любой недвижимости, где бы она ни находилась. Неслучайно

сейчас в коридорах власти крайне активно обсуждается законопроект, позволяющий вывести операции с недвижимостью из-под любого контроля.

По некоторым данным, это уже почти решенный вопрос.

Подлил масла в огонь и Центробанк, отправивший в банки 18 писем по критериям сомнительных операций. Эксперты также связывают это с увеличением уведомлений, поступающих в Росфинмониторинг. Ну в самом деле: как в банке могут понять, перечисляются ли в счет покупки виллы в Сен-Тропе уворованные деньги или заработанные честным и непосильным трудом? Вот и получается, что весь контроль за предотвращением коррупции и снижением доли теневой экономики как бы есть и в то же время его нет. Все же понимают, что король в общем-то "голый", но есть определенные правила игры, и им надо следовать.

Да и вообще говоря, если как следует задуматься — зачем он нужен, этот контроль?

Вот президент, например, настойчиво проводит в жизнь идею с декларациями доходов чиновников. А о декларировании расходов почему-то столь же настойчиво забывает.

Забывает и о таком важнейшем антикоррупционном инструменте, как проверка членов семей госслужащих. Во всем мире это норма, а у нас про жен вспоминают лишь во время громких скандалов. Как в случае с Лужковым.

На деле все выглядит так: публикует какой-нибудь губернатор декларацию о доходах, и такая она жалостливая, что аж плакать хочется. Всего-то нажил на госслужбе: старый Volkswagen, двухкомнатную квартиру и оклад в 20 тысяч рублей. Но зато сын у него на Ferrari катается, а у жены завод по производству, допустим, мраморной плитки. Ну сами понимаете — не может же быть у главы субъекта других родственников. А так они честные, работящие, умные — в 20 лет на спорткар премиум-класса заработать. И сам чиновник им под стать — не ворует и трудится во благо народа.

И вот этот, мягко скажем, фарс наши с вами соотечественники видят каждый день. Люди перестают верить, что можно что-то изменить. Поэтому к подобным проявлениям нечистоплотности чиновников отношение уже давно, как к дождю: нет его — хорошо, идет — ну что ж поделаешь.

Выходит, все исследования Росфинмониторинга в итоге удовлетворяют любопытство единиц читающей публики.

И это не фигура речи. При рекордных объемах подозрительных сделок за этот год количество уголовных дел, возбужденных по этим сделкам, смехотворно мало. По сравнению с прошлым годом оно, конечно, выросло — аж на целых 12 процентов. Но так или иначе, дела завели всего по двум тысячам операций с недвижимостью. Это, напомню, 0,3% от количества подозрительных операций, о которых участники финансового рынка уведомили Росфинмониторинг.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter