У многих еще свежо в памяти радийное противостояние юриста Алексея Навального и депутата-единоросса Евгения Федорова. Представитель власти тогда эпично "слил" дебаты по всем фронтам, а в ответ на критику известного блогера отвечал лишь невнятным мычанием. Однако были в дискуссии и любопытные моменты. Один из них касался так называемой государственной платежной системы. "Четыре миллиарда долларов США зарабатывают на том виде национальной платежной системы, какой есть в России. Соответственно, "Единая Россия" начинает ставить вопрос изменения этого закона, а посол пишет к себе в Вашингтон (Wikileaks открыл), что он как бы просит повлиять, перечисляет на кого, прямо по списку, чтобы такого события не произошло. Это борьба так устроена", — заявил тогда Федоров.

И вот на прошлой неделе партия власти решила доказать, что слово ее представителей хоть чего-то да стоит. Единороссы представили обновленный законопроект "О Федеральной платежной системе".

При ближайшем рассмотрении этот документ вызывает некоторую оторопь,

а при более пристальном прочтении — желание уехать из страны как можно дальше. Хотя преследует проект исключительно благие цели.

Итак, по словам основного лоббиста документа Резника (одного из самых результативных депутатов по числу принятых проектов), поправки в основном касаются ввода local switch (обработки внутрироссийских транзакций на территории страны) для России, что применяется многими странами. "Мы видим достаточно большое преимущество в этой части", — отметил Резник.

В ответ на это глава Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс заявил, что законопроект ограничит международные платежные системы в стране, поставит их в "неравные условия". Сомерс также отметил, что

международные платежные системы будут вынуждены менять схемы своей работы и работать через российские компании, и предложил отказаться от предлагаемых поправок.

Резник от замечаний Сомерса, по сути, отмахнулся и предложил сосредоточить внимание на достоинствах остальных поправок. А в усложнении деятельности платежных систем в России он проблемы не видит. Но об этом позже.

Ко второму чтению депутаты решили уточнить понятия "электронные деньги" и "перевод электронных денег". В законопроекте планируется прописать, что "перевод электронных денег" — это новая форма безналичных расчетов, осуществляемая исключительно кредитными организациями по поручениям своих клиентов с использованием "электронных средств платежа". Также будут регулироваться вопросы их использования. Для этого оговариваются основные права и обязанности участников данных отношений, которые до этого отсутствовали в законодательстве.

Предлагается также заложить основы регулирования "мобильных платежей", которые отсутствовали в тексте законопроекта на момент первого чтения. В частности, на волне стремления к инновационности предлагается создать условия для использования мобильного телефона в качестве устройства для осуществления различных платежей. В законопроекте обращается внимание и на функции участников платежной системы. Среди них обязательно должны быть: оператор, который разрабатывает правила платежной системы, операторы услуг платежной инфраструктуры (операционный, платежный, клиринговый и расчетный центры) и как минимум три участника платежной системы, которыми должны выступать кредитные организации, рассказал Резник. "Законопроект придаст импульс развитию национальных платежных систем, обеспечит рост конкуренции на платежном рынке, в том числе для международных платежных систем", — полагает депутат.

По идее, закон такой на территории России должен был быть принят уже давно. И закон этот нужный, потому что афер с применением электронных платежей совершается изрядно, а документа, хоть как-то регулирующие эти стороны финансовой деятельности, у нас пока нет. И вот его собираются принять.

Но при нынешнем раскладе документ, скорее всего, вообще похоронит саму идею электронных платежей как международного способа оплаты.

Реализация законопроекта потребует создать на территории России посредника для обработки информации — специальный процессинговый центр. Ведь в законе прямо прописан запрет на передачу за рубеж информации по внутрироссийским платежам. Значительные расходы потребуются от самих международных платежных систем. Не секрет, что создание подобного центра — операция крайне дорогостоящая. У той же Visa, к примеру, существует всего 4 операционных центра, которые уже не один десяток лет обслуживают целые континенты. Если законопроект будет запрещать передачу информации из России на территорию других государств, то после вступления его в силу пластиковыми картами просто невозможно будет расплачиваться.

То есть карты международных платежных систем, выпущенные российскими и иностранными банками, просто не смогут обслуживаться на территории России.

Получится полностью замкнутая территория, где в ходу будут только выпущенные локальные карты.

Сейчас, расплачиваясь картой в России или в любой точке мира, покупатель автоматически передает данные о платеже в один из процессинговых центров платежных систем за рубежом. Оттуда данные приходят в банк, где была выдана карта. Если эти данные не передавать, то платежные системы должны будут или строить процессинговые центры в России, или отказать клиентам в услугах.

Но и это не самое абсурдное. Мало того что в России прекратится действие большинства платежных систем, так ведь еще и российские внутренние карты не будут действовать за рубежом. Людям придется ездить за границу с наличными деньгами, а это гигантские неудобства. Чтобы купить что-нибудь в Интернете или забронировать отель, придется заводить зарубежный банковский счет. Сомневаюсь, что это способен сделать каждый россиянин. Плюс ко всему новая инициатива только подстегнет и так уже ставший масштабным вывоз капитала за рубеж.

В итоге мы получим закон, прописывающий почти все аспекты электронных платежей, однако вместе с тем, по сути, эти платежи запрещающий. После принятия проекта максимум через год будет наложен запрет на передачу данных.

За год построить процессинговый центр или создать национальную замену Visa или MasterCard нереально.

Самое печальное, что законопроект этот, скорее всего, будет принят. Абсолютная коммерческая безграмотность и недальновидность единороссов позволяет думать, что в угоду финансовым интересам российских структур на граждан страны будет возложен еще один никому не нужный закон. Оплачивать его реализацию, очевидно, нам придется из своего кармана. Ощущение, что еще немного, и вслед за специальной электронной картой "железного занавеса" нам сделают специальный "Интернет железного занавеса". С постоянно циркулирующей одной и той же внутренней информацией. В самом деле, зачем это нам доступ в открытый мир? Информация, возможность свободной коммуникации, торговли? Нам же и в этой стране должно быть хорошо. Непонятно только, как Интернет работать будет — на дровах или на угле.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter