Марк Фишер "Капиталистический реализм", перевод Вадима Новикова, Ультракультура 2.0, 2011

 

"Я ем города, морями запиваю, // Моя борода небо заслоняет", — поет группа "Ляпис Трубецкой" от имени Его Величества Капитала. Подобной же вездесущностью капитализма, его повсеместностью пронизана и работа английского левого интеллектуала Марка Фишера. Это становится похожим на некий род пантеизма.

Капитализм повсюду, он настолько растворен в воздухе, что временами не заметен, а точнее, воспринимается как нечто само собой разумеющееся и безальтернативное.

Атаковать его — все равно что посылать проклятия мирозданию (кстати, примерно с этого все и начиналось у молодого Маркса). Вот это разлитое в атмосфере ощущение Марк Фишер и называет капиталистическим реализмом. Даже реклама его книги могла бы быть выстроена по законам маркетинга и потребительского общества: "Обновленная версия разоблачения капитализма от компании "Левая интеллектуальная критика". Теперь новый, улучшенный вариант!" Капитализм включает в себя все, а все, что не включает, — уничтожает.

Его мнимую безальтернативность автор разоблачает. В книге он на конкретных примерах пытается убедить читателя, что

капитализм — это идеология, это целенаправленный проект, такой же как любой другой "-изм", а не просто "оно само так все сложилось по законам свободного рынка".

Книга снабжена комплиментарным отзывом Славоя Жижека. Фишер, в свою очередь, обильно цитирует этого своего товарища по борьбе на интеллектуальном фронте, а также еще одного левого "умника", американца Фредрика Джеймисона. Как и Жижек, автор "Капиталистического реализма" неустанно срывает покровы с нынешнего либерал-капиталистического порядка, который только маскирует себя (во многом при помощи постмодернизма) под внеидеологический, более того — принципиально антиидеологический, но, с точки зрения левых разоблачителей, является ничуть не менее идеологическим, чем, к примеру, идеократические режимы XX века.

Подобно Жижеку, Фишер охотно использует примеры из области массовой культуры: фильмы "Дитя человеческое" и "Схватка", Курт Кобейн, MTV… Он анализирует проблемы в системе образования, бюрократизацию, хваленую "децентрализацию контроля", которая на поверку оборачивается кошмаром непрекращающегося аудита, всевозрастающую страсть современной либерал-капиталистической системы к пиару, когда образ начинает превалировать над реальностью, что, кстати, было характерно для сталинизма…

Идеология капиталистического реализма не осознает саму себя.

Неслучайно многие опыты современной левой критики базируются на том или ином варианте синтеза марксизма с различными изводами фрейдизма, лаканизме и подобном, где левая политэкономия переплетается с психоаналитическими изысканиями, а классовая теория — со всеми этими "либидо", "вытесненным" и прочим из арсенала фрейдистского понятийного аппарата. Жижек и вовсе психоаналитик по основной специальности. Кажется, что для подобных левых мыслителей капитализм — это не столько враг, сколько пациент, который скрывает факт болезни от самого себя, чтобы скрыть его от других.

Увлеченный препарированием капреализма, Фишер не выдвигает никаких конкретных левых альтернатив существующему устройству.

"Автор призывает к кропотливой и терпеливой теоретической работе", — одобрительно пишет в своей рекомендации на обложке Славой Жижек, который сам постоянно призывает к тому же самому. "Торопиться не надо". Недаром словенец так резко критически говорит о поверхностном леволиберальном зуде немедленного, аффективного и реактивного действия ("Дети в Африке голодают! Давайте же делать хоть что-нибудь, и немедленно!"). Вопросы: "А что вы предлагаете?" или "Какова альтернатива?" эти левые критики наверняка отвергнут как преждевременные.

На вопрос: "Что делать? " интеллектуалы типа Фишера ответят: "Думать". Сначала надо разобраться, с чем мы имеем дело, что же такое современный капитализм. Анализировать его столько, столько потребуется. При этой установке

выдвижение какой-либо "конструктивной программы" откладывается на совершенно неопределенное будущее.

И хотя тот же Жижек постоянно сетует на идейную бесплодность современности вообще и современной левой в частности, сам он, повторюсь, продолжает оставаться преимущественно комментатором и интерпретатором. Как и Марк Фишер в данном исследовании.

Быть может, оно и к лучшему, что у современных левых интеллектуалов до конструктива не доходят руки. Левая превосходна и во многих отношениях незаменима в качестве инструмента радикальной критики. А вот позитивная составляющая всевозможных левых учений вызывает гораздо больше сомнений.

Редакция благодарна магазину "Фаланстер", предоставившему книгу "Капиталистический реализм"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter