Две с лишним недели назад в России начала складываться ситуация, которую иначе как абсурдной назвать крайне сложно. Страна, являющаяся одним из крупнейших экспортеров нефтепродуктов, стала испытывать бензиновый кризис. Как считают в Минэнерго, он связан с увеличением экспорта нефтепродуктов на 67%.

Бензин уходил за рубеж, так как экспортные поставки оказались для нефтяников выгоднее внутренних на несколько тысяч рублей за тонну в зависимости от региона.

Дефицит начался в Алтайском крае. За два дня, 23 и 24 апреля, там закрылось большинство независимых автозаправок, а остальным "частникам" пришлось поднять цены. Заправки "Роснефти" и "Газпром нефти", на которые приходится около половины рынка края, стали продавать бензин по карточкам постоянных покупателей и не более, чем 20 литров в одни руки. Затем кризис распространился по другим регионам, наиболее остро нехватка топлива ощущалась в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и на Сахалине.

Минэнерго полагает, что уже в ближайшее время стоимость бензина почти на всех заправках может вырасти на 5%. Такие же прогнозы сделал глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. Однако, согласно данным Росстата, средние цены на бензин с 26 апреля по 3 мая уже выросли на 2,8%. Наиболее существенно бензин подорожал на заправках в Курске, где цены за рассматриваемый период подскочили на 20%. По сравнению с двумя предыдущими неделями, когда, по данным Росстата, прибавка составляла 0,8% (с 19 по 25 апреля) и 0,3% (с 12 по 18 апреля), рост цен на бензин ускорился в несколько раз. В Москве в конце апреля — начале мая темпы подорожания бензина были выше среднероссийских — 3%. По оценке Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России на 3 мая составила 24,32 рубля. Низкооктановый бензин (А-76, Аи-80) подорожал за неделю на 2,4% — до 22, 38 рубля, бензин марки Аи-92-93 — на 3%, до 24,3 рубля, цены на высокооктановый Аи-95 и выше выросли на 2,7% — до 26 рублей 25 копеек, дизтопливо прибавило 1,5% и теперь стоит 23,81 рубля.

В России и так самые высокие цены на бензин среди нефтедобывающих стран. Казалось бы, куда больше? Премьер-министр Владимир Путин заявил, что топливный кризис и рост цен — результат сговора компаний. Нефтяники открещиваются. Что же случилось на самом деле? Большинство экспертов сходятся во мнении, что сложившаяся ситуация была предсказуема.

Председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков утверждает:

в современной российской экономической системе "распилов" и "откатов" подобные колебания цен — вполне естественный процесс.

Достаточно вспомнить хотя бы прошлогоднюю ситуацию с гречкой. Сыграли свою роль и крайне жесткие административные барьеры, ограничивающие конкуренцию на рынке нефтепродуктов. Существующие компании используют весьма примитивный уровень нефтепереработки, а отсутствие инвестиций в новые технологии объясняется неуверенностью, нестабильностью и отсутствием каких бы то ни было долгосрочных перспектив. Эксперт уверен: дело не в сговоре отдельных компаний, а в донельзя плачевном состоянии самой отрасли. Он считает, что в ближайшее время велика вероятность обострений. Должно пройти не менее 10 лет, чтобы рынок научился жить по цивилизованным правилам, и правительство должно помочь ему в этом в кратчайшие сроки.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов придерживается противоположной точки зрения. По его словам, надо смотреть на ситуацию шире, а не сосредотачиваться на локальных явлениях. На российском рынке давно существует проблема сговора монополистов. По мнению эксперта,

вся страна при попустительстве ФАС поделена на зоны доминирования. Правительству нужно серьезно задуматься о реструктуризации нашего топливного рынка.

Сегодня в России отсутствует независимая переработка нефти. Логика проста: нет независимых перерабатывающих заводов — нет независимых заправщиков. Реализация трех антимонопольных пакетов, которые предлагал ФАС, не привела к тем результатам, которые были обещаны в процессе их разработки. Подобные меры можно вводить на достаточно короткий период, но стратегически государству, конечно, нужно думать, как создавать независимую переработку. Константину Симонову вторит бывший министр экономики России Андрей Нечаев. По его мнению, ФАС реагирует на ситуацию на рынке крайне замедленно, необходимо усилить превентивную часть работы. Такое ощущение, говорит эксперт, что антимонопольщики забывают о принципах макроэкономики: во всех странах с рыночной экономикой цены на нефть сейчас растут. Понятное дело, что у отечественных компаний появляется большой стимул отправить нефть на экспорт. И тут возникает вопрос, как это предотвратить. Не стоит забывать, что

в России почти половину стоимости бензина составляют налоги, что, естественно, подвигает нефтяников на попытки получить дополнительную прибыль.

Причем прибыль эта порой добывается самыми разными методами. По данным газеты "Коммерсант", топливный кризис на Алтае был вызван физической невозможностью для независимых АЗС купить бензин. На деле это выглядело так: крупные компании согласно рекомендации ФАС отправляли 15 процентов от своего производства на биржу. Казалось бы, все по закону. Однако на бирже мелкие заправщики выясняли, что там торгуются лоты такого размера, которые им купить просто не под силу. Так, на продажу был выставлен лот в 14 тысяч тонн топлива, а это, грубо говоря, двухнедельные потребности всего края. То есть

теоретически предписанная государством продажа через биржу была, но фактически мелкие АЗС не могли купить выставленный бензин и были вынуждены торговаться с теми, кто может его купить.

То есть с крупными компаниями или аффилированными с ними фирмами. В данном случае речь идет уже о совсем других деньгах.

Но это единичная ситуация. Практически все эксперты сходятся на том, что

топливный кризис — стечение обстоятельств, которое правительство просто-напросто проглядело.

Дефицит начал возникать с конца марта, на него было обращено внимание, но было решено воздействовать мерами не экономическими, а скорее административными. Что несколько не соотносится с теорией свободного рынка и, как и следовало ожидать, привело к результату, диаметрально противоположному ожидаемому.

Совпало все: и увеличение спроса на внутреннем рынке за счет количества машин. И сезонные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах — они традиционно проводятся весной и осенью. А поскольку, как уже говорилось, независимых заводов в монополизированной российской "нефтянке" нет, то так получилось, что на "каникулы" ушли почти все. Сыграло свою роль и увеличение экспорта. За первый квартал года количество топлива, поставляемого на внутренний рынок, уменьшилось на 300 тысяч тонн. Экспорт, наоборот, возрос на 600 тысяч тонн. Получается, что 900 тысяч тонн, почти миллион, из страны вымели чуть больше, чем за три месяца.

Ну и как заключительный аккорд можно отметить нарушение простой макроэкономической цепочки.

Если страна печатает ничем не обеспеченные деньги, в государстве начинается инфляция. Если искусственным образом ограничивает цены, начинается дефицит.

Это законы рынка, которые, увы, неподвластны даже нашему правительству. Хотелось бы верить, что когда-нибудь оно перестанет чувствовать себя временным и начнет проводить реальные, долгосрочные меры по укреплению рынка. Грамотная и своевременная антимонопольная политика, развитие независимого бизнеса и укрепление конкуренции, обеспечение безопасности инвестиций — все это нельзя сделать в одночасье. Но если начать предпринимать подобные меры, то кризисы станут редкостью, а о странностях российского ценообразования на бензин (в Саудовской Аравии, к примеру, литр стоит 5 рублей) люди будут вспоминать с ностальгическим содроганием.

Борис Савенков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter