Минувшая неделя оказалась богатой на события, активно обсуждавшиеся в блогосфере. Тут и "список Пупкина" в ответ на "список Кардина", в который угодили виновные в смерти замученного в СИЗО адвоката Магнитского, а в широком смысле и все основные нарушители прав человека в России. Уже скоро, похоже, не видать им ни курортов Ниццы, ни небоскребов Лос-Анджелеса. А их счета и недвижимость на "бездуховном" и "загнивающем" Западе будут арестованы. И непрекращающиеся молчаливые акции протеста белорусской молодежи вперемешку с истерическими реакциями Лукашенко. И, казалось бы, рядовое увольнение журналиста РИА "Новости".

"Мне осталась одна забава — пальцы в рот да веселый свист", — стихи поэта Сергея Есенина. У белорусов, уже семнадцать лет живущих при одном и том же авторитарном президенте, нет и такой возможности. За эти годы выросло целое поколение, с детских лет наблюдавшее избиения на митингах, аресты и тюремное заточение оппозиционных политиков, исчезновения и убийства неугодных журналистов. Чтобы хоть как-то обезопасить себя, весь последний месяц граждане по средам собираются в молчаливые шествия без лозунгов, флагов и лидеров. Просто ходят по улицам белорусских городов и хлопают в ладоши. Почти как в старом советском анекдоте про диссидента, раздававшего на улице прохожим пустые листы — а зачем писать? И так уже всем все понятно.

С каждым разом молодых людей на молчаливых акциях протеста все больше, они выглядят внушительнее российских. Счет протестующих идет на тысячи, достаточно посмотреть, например, видеоролик из небольшого провинциального Гродно. Но даже и участников таких молчаливых акций избивают и арестовывают. Но и это не останавливает людей, разозленных помимо отсутствия свободы еще и тяжелым экономическим кризисом, удвоившимися ценами и девальвацией "зайчика".

"Лукашенко за последние полгода допустил несколько фатальных ошибок, — считает блогер italian76. — Очень для многих в России его политика и экономические успехи были ориентиром. Те, кто в эти годы приезжал в Минск, были потрясены красотой, чистотой, сервисом и европейским лоском столицы, разительно отличающейся от Москвы: города сотен национальностей. Белоруссию ставили в пример: отличные продукты, работающая промышленность, засаженные поля, ухоженные леса, обеспеченные лучше российских пенсионеры.... Да долго можно продолжать...

Если бы не одно но... Лука мог спокойно выиграть второй тур выборов... Но по непонятной причине решил для себя, что надо мочить всех, кто против... И допустил фатальную ошибку... Время теперь работает против Луки. И дело не в экономике.... Дело в доверии... Люди перестали доверять ему: как в Белоруссии, так и здесь в России".

О потере доверия Лукашенко в России свидетельствует, например, программа Соловьёва на НТВ, в которой защищавший "Батьку" Проханов проиграл дебаты обвинявшему его Жириновскому.

"Сотрудники правоохранительных органов в день 3 июля не будут расценивать аплодисменты, звучащие от участников массовых гуляний, как нарушение правопорядка только в том случае, если они будут адресованы ветеранам войны и белорусским военным, заявил заместитель начальника ГУВД Мингорисполкома", — цитирует очередной "неадекват" от мечущихся в истерике белорусских правителей блогер zelanton, сопровождая его всего одним словом — "РыдалЪ".

Понятно, белорусские блогеры и не могут быть более многословными после декабрьских репрессий. Большинство из них попросту опасается за свою свободу и жизнь, пишут теперь эзоповским языком.

Против белорусских чиновников, виновных в нарушении прав граждан, уже давно действуют визовые санкции. Но теперь большую фигу на границе стран Шенгена и США, а также арест счетов в лондонских банках и конфискацию "честным трудом нажитых" особняков в Средиземноморье рискуют увидеть и их российские коллеги. Реакция прямых и косвенных виновников смерти Магнитского истерична: они пытаются напугать Запад тем, что хотят запретить американским и британским элитариям отдыхать на курортах Краснодарского края и хранить деньги в "Сбербанке"!

"Предложение депутата Лебедева о запрете на въезд иностранных чиновников, нарушающих права российских граждан, замораживании их средств, нужно всячески приветствовать, — пишет в своем блоге главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. — Во-первых, это решение легализует возможное решение американского конгресса о принятии т.н. "закона Кардина" или поправки "имени Магнитского". РФ согласна с принципом введения таких списков, поэтому критика "списка Кардина" должна прекратиться.

Во-вторых, это откроет возможность Европарламенту принять аналогичный закон. Если раньше многие депутаты этого института сомневались в эффективности, то теперь вопросы в отношении российских чиновников, которые сами это введут, будут сняты.

Ну, и наконец, мы закроем в нашу страну въезд президенту Обаме, который, как известно, дает санкции на аресты российских граждан по всему миру (см. казус Ярошенко и Бута)".

"Вчера по мановению чьей-то волшебной палочки все фракции Госдумы внесли законопроект о "черных списках" для иностранцев, ущемляющих права россиян, — пишет один из лидеров движения "Солидарность" Борис Немцов. — За этим законом стоит Сурков.

В начале июня он совершил загадочный визит в Вашингтон, никаких публичных заявлений по итогам визита не было, но цель скрыть не удалось. Сурков всеми силами пытался остановить законопроект сенатора Кардина, поддержанный еще 17 сенаторами и внесенный 19 мая в Конгресс США.

Законопроект сильно беспокоит Суркова, потому что именно он один из первых кандидатов в этот список, потому что несет личную ответственность за уничтожение политической конкуренции, цензуру на телевидении, курирование нашистских организаций и фальсификацию выборов.

Именно тогда в Вашингтоне Сурков угрожал американской администрации, что путинская Дума примет аналогичный документ, если они не остановят Конгресс. Первоначально в "черном списке" Суркова должны оказаться чиновники, ответственные за расследование дела Бута и Ярошенко.

Бут обвиняется в незаконной торговле оружием, Ярошенко — в торговле наркотиками. Американские граждане, причастные к расследованию деятельности Бута и Ярошенко, не получат российские визы, а их активы в российских банках и недвижимость на территории России должны быть арестованы.

Но я знаю, что как раз десятки тысяч жуликов и воров из одноименной партии скупают недвижимость на Западе, хранят там деньги и отправляют туда детей. Список Суркова, как и весь законопроект, выглядит глупо и комично".

Комично, потому что пугает "ежа" известно чем. Зато многим хозяевам Рублевки вместо Ниццы придется ездить в Винницу, и то если пустит Украина.

Месяц назад и ЛГБТ-активисты представили свои первые списки гомофобов в российской политике. Пока они еще мягко говоря, "сыроваты", местами вызывают улыбку (чего стоит, например, включение туда Бориса Моисеева), но процесс идет: активисты хотят ходатайствовать перед странами Запада, чтобы и этой категории "людей, принимающих решения" был закрыт въезд в цивилизованные страны.

Первым пострадавшим, причем в России, оказался бывший обозреватель РИА "Новости" Николай Троицкий. Человек совершенно невиновный в нарушении прав граждан, более того, критически относящийся к действующей власти, но написавший резкий и необдуманный пост о гей-параде в Берлине со словами: "Хочется надеяться и верить, что такой мерзости в России не будет никогда. Такой "свободы и демократии" мне не надо. Никакой толерантности не хватает, поневоле думаешь о какой-нибудь мощной бомбе, которая убивала бы только педерастов. Честное слово, если бы все эти извращенные твари сдохли, Земля стала бы намного чище".

Позднее блогер удалил этот пост и смягчил формулировки, даже заявил: "Я не делю людей по признакам сексуальной ориентации, национальности, цвета глаз или размера ушей — если люди ведут себя прилично. Не вижу смысла в гей-парадах, о чем сказал сегодня в эфире Русской службы новостей, но ничего не имею против них, если их участники ведут себя прилично и нормально. Пусть пройдут 100 человек с плакатами в защиту однополых браков или чего-то там еще. Черт с ними".

Но было уже поздно: пост вызвал недовольство работодателей Троицкого в государственном информационном агентстве "Новости". Как выяснилось, при поступлении на работу все сотрудники агентства подписывают документ о требованиях к этике. В частности, в них содержится пункт не использовать нецензурные выражения и прочие, компрометирующие агентство, выпады в блогах.

По этому вопросу развернулась серьезная дискуссия. Блогеры спорили, можно ли ассоциировать виртуального персонажа и реального человека, должна ли быть ответственность за слова и этика в Интернете, наконец — не является ли произошедшее очередным наступлением на свободу слова, теперь уже и в личном пространстве. 

"Мало ли о чем придется писать политическому обозревателю завтра? — рассуждает главный редактор журнала "Вокруг света" Сергей Пархоменко. — Если окажется, что человек в своем служебном журналистском качестве пишет по какому-то поводу одно (или в одном тоне, с одним настроением, с одним отношением), а завтра об этом же самом — я подчеркиваю, об этом же самом, — но уже в своем личном качестве, совсем другое (или в совсем другом тоне, с совсем другим настроением), это может восприниматься только как двуличие и лицемерие. На работе, за деньги — я воспитанный, аккуратный, ответственный наблюдатель, думающий по этому поводу одно. А дома, для удовольствия — я грубая, тупая, развязная скотина, думающая в точности по этому же поводу совершенно другое. Это как?

То, о чем написал Троицкий, несомненно, политически содержательная тема, которая затрагивает его профессиональные интересы политического обозревателя. Эта тема вполне достойна того, чтобы о ней писал обозреватель крупного информационного агентства. Написал бы он в своем комментарии — за подписью обозревателя агентства — что-нибудь подобное тому, что выдал в блоге? Нет. А почему, собственно? Он так, как в блоге написал, думает? Или все-таки не думает? Это его позиция или не позиция? Он свое имя под этим ставит или скрывает?

Если нет, то это лицемерие, двуличие и, в конечном итоге, трусость. А журналист должен беречь свою репутацию".

Хочется добавить — не только, и даже не столько журналист, сколько человек, принимающий решения — силовик, чиновник. Иначе путь от Ниццы до Винницы может оказаться куда более коротким, чем кажется, и вполне реальным.

Сергей Петрунин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter