Путин, уходи! Да здравствует новый Путин?

Уже не раз я обращал внимание – буквально стоя на пороге перемен, люди, страстно их желающие, пребывают в уверенности, что перемены невозможны.

Так и сегодня многие спорят "не о том". Кто же будет президентом - Путин или Медведев? Надо ли идти на выборы, или надо бойкотировать? Важно или неважно, что не зарегистрировали "Парнас"? Войдет ли в Думу Прохоров? Эти и другие второстепенные или вовсе бессмысленные вопросы вкидываются в общественное обсуждение, чтобы отвлечь внимание от действительно важных.

А один важный вопрос грозит встать ребром. Что все мы будем делать, когда рухнет нынешняя политическая система? Она трещит буквально по швам и ее незыблемость – не более чем видимость.

Первое, что надо признать – ни одна политическая сила не готова к решению тех проблем, которые накопились в России. Поэтому в данный момент у народа нет такой задачи, как "привести к власти" каких-то спасителей.

Можно, конечно, попытаться выбрать одного "спасителя" и сделать его "царем" на следующие десять лет. На эти грабли мы уже наступали дважды. Сначала с Ельциным, потом – с Путиным.

Наверное, выход из затянувшегося российского тупика – не в этом.

Тогда в чем?

Ростки нового

Ответ звучит банально – в создании гражданского общества, способного выражать волю народа и контролировать власть. За этими банальными словами, ставшими уже своего рода "штампом", кроется, тем не менее, вполне реальный и конкретный сценарий разрыва порочного круга "герой – любимый царь – нелюбимый царь – новый герой".

Если пять-шесть лет назад разговоры о гражданском обществе были своего рода "ненаучной фантастикой" – в России не было даже зачатков гражданской активности, то сегодня ситуация принципиально иная.

Вместо выжженной пустыни мы видим пробивающиеся всюду ростки.

В Москве рост гражданского общества менее заметен, чем в провинции – слишком сильны "общефедеральные" страсти, слишком высок уровень "политического шума". Однако в России "заМКАДной" появляются, борются и добиваются успехов многочисленные объединения российских граждан.

Первыми были организации автовладельцев. ФАР, ТИГР, "Свобода выбора". В столице заметны "Синие ведерки".

Несколько особняком стоят экологические организации (иногда создается ощущение что для экологов деревья важнее людей), но и тут мы наблюдали мощные всплески гражданской активности – Байкальское Движение, победившее "Транснефть", более близкая к Москве борьба за Химкинский лес (к сожалению, из Сибири трудно оценить это движение).

Два года назад появилось движение родителей, борющихся за увеличение мест в детских садиках – РДДДО. Сегодня это движение проводит общероссийские акции в десятках регионах России и добивается локальных успехов – в одних регионах местные власти начали выплачивать компенсацию тем, кому не могут предоставить место в детском саду, в других – суды начали принимать решения в пользу родителей. На федеральном уровне о проблеме детских садов заговорили, хотя, как это водится, дальше слов дело пока не зашло.

Начали объединяться и отстаивать свои права обманутые дольщики.

Можно говорить о том, что эти движения "эгоистичные", что люди в них преследуют "групповые интересы". На самом деле это совсем не так. Как показал опыт, эгоистичные люди и беспринципные карьеристы концентрируются совсем в других организациях. В политических партиях. В гражданских же организациях происходит становление граждан, в них – зарождается народ.

Народ – это не все 140 миллионов жителей России. Это (пока малая) их часть, способная иметь свое мнение и отстаивать его.

Когда народ станет способен ясно формулировать свою коллективную волю, он сможет подчинить себе власть и контролировать ее.

Без этого – всякий, кто бы ни пришел к власти, быстро подвергнется порче.

Соблазны власти слишком велики, а сложившиеся практики управления – слишком порочны.

Рождение народа

Попробуем сформулировать цели и этапы "народостановления".

1. Образование и становление гражданских организаций, цель которых – решение конкретных проблем, волнующих те или иные группы населения. Этот процесс уже идет несколько лет.

2. Организация системы общественного контроля со стороны гражданских организаций за партиями и отдельными политиками. Отказ от "слияния" с политическими партиями в угоду сиюминутным предвыборным интересам.

3. Создание системы принятия коллективных решений гражданскими организациями, вовлечение в эту систему все новых и новых граждан, превращение ее в неформальную систему народного волеизъявления. Эта система сегодня может быть организована в сети Интернет, для нее не требуется помпезных съездов, дорогостоящего аппарата и политических "звезд".

4. Подчинение формальной системы "демократии" реальной, но неформальной системе народного волеизъявления. Это может быть достигнуто разными путями. Один – "дрессировка" существующих парламентских партий, принуждение их к беспрекословному исполнению воли народа (путем соответствующего голосования народа). Другой – создание новой, народной партии, основанной на неформальной системе народного волеизъявления и победа ее на выборах.

5. Создание системы правосудия (не путать с ныне существующей системой).

6. Создание эффективной, честной и компетентной бюрократии. Как легко понять, "свержение режима Путина" не является самоцелью. Такая задача может возникнуть, если существующая политическая элита попытается отказаться от выборов. Но в любом случае до того надо решить первые три задачи.

"Дорожная Карта"

В свое время я написал для Каспаров.Ru статью "40 вопросов к Другой России" где спрашивал – откуда возьмутся другие чиновники, как победить коррупцию, почему следующая власть окажется лучше нынешней. В общем, те вопросы, которые возникают у простого "потребителя политических услуг" при предложении сменить власть. Отсутствие у оппозиции внятных ответов на эти вопросы и определяет ту степень популярности, которой она пользуется.

Ответы надо искать, причем довольно оперативно. Вертикаль власти может рухнуть в любой момент, несмотря на низкое качество противостоящей ей оппозиции.

У меня есть свои предложения. Они основаны на более чем двадцатилетнем опыте участия в различных оппозиционных движениях, организациях и политических партиях. А также – учитывают специфику нового роста гражданских организаций. Эти предложения я изложил в сборнике статей "Дорожная Карта". Я попытался не только нарисовать "картину будущего", но и более-менее реалистичный сценарий перехода к нему от "беспросветного сегодня".

"Дорожная Карта" предполагает, что ключевым элементом новой политической организации России станет объединение гражданских организаций, сообща принимающих решения. Центр принятия решений должен переместиться из чиновничьих кабинетов. Но не в политические партии, которые ущербны по своей сути, а в организованный народ. Политические партии тогда станут своего рода "фирмами по оказанию управленческих услуг". Не справилась одна фирма – отдаем заказ другой.

"Дорожная Карта" содержит и другие предложения – как победить коррупцию, как в короткие сроки создать систему реального правосудия, откуда взять честных чиновников (это, правда, в более длинные сроки – не менее пяти лет от начала).

Эти "рецепты" могут быть спорными, но это не главное. Главное – чтобы народ (частью которого мы также являемся) научился конструктивно обсуждать и принимать внятные решения по этим и другим вопросам. Именно в этом и состоит задача построения настоящей демократии, а не в том, чтобы зарегистрировать партию или получить доступ на телевизор.

Алексей Мазур

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter