22 августа 2011 года в газете "Смена" появилась статья "Заметили, как я тут намекнул?!" на довольно редкую тему — на тему культуры. Ее автор Виктор Иванцов ведет речь о спектакле "Вальс на прощание" по произведениям Иосифа Бродского. Точнее о моноспектакле, потому что главную и единственную роль в нем играет заслуженный артист России, дважды лауреат государственных премий Алексей Девотченко. Надо сказать, что обе премии актер получил не по знакомству, не за лояльность, как это теперь часто бывает, а исключительно за талант.

Статья вышла на месяц позже премьеры, что поздновато для рецензии, зато хорошо для поучения.

И Виктор Иванцов действительно поучает, то есть пока осторожно так предупреждает артиста, зрителя и руководство театров, где был показан "Вальс": не надо вам умничать, не надо держать фигу в кармане, не надо в шутовской форме подавать цитаты из Путина, особенно о создании НАРОДНОГО фронта. Не надо! "Известно, чем это кончилось (здесь автор проводит параллель с 70-ми — В. Щ.), — развалом страны".

Заметили, как тонко он намекнул?

Видимо, не до конца веря в убедительность собственных слов, Виктор Иванцов цитирует намеки уже своего непосредственного куратора — председателя комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антона Губанкова: "Когда люди искусства начинают заниматься политикой, то в большинстве случаев это приводит к тому, что ими начинают манипулировать. Мы должны подходить толерантно к разным политическим взглядам и выражениям творческой активности, но всему есть мера. Сцены государственных театров — это место для культурных проектов, а не для политических экзерсисов".

У этого товарища, как и положено в табели о рангах, намек получился значительно толще. Чиновник от культуры забыл, что выдающаяся русская литература и драматургия не отступали от гражданственных позиций. Не покидает их и Алексей Девотченко. Ведь если отступать и эскарпировать, зачем тогда искусство, зачем тогда культура?

А это финальный намек статьи с элементом давления и латентной угрозы: "В театрах, где выступил Алексей Девотченко, нам объяснили, что "Вальс на прощание" — не их спектакль, они просто сдали сцену под него в аренду".

Не знаю, ходили ли на спектакль Иванцов и Губанков, но мне повезло быть на премьере, поэтому могу заявить: спектакль гениальный.

Стихи Бродского, речь Буковского, долгие продолжительные аплодисменты с заседаний ЦК КПСС воссоздавали душную, мрачную атмосферу времен застоя: "Не выходи из комнаты, не совершай ошибку". Цикл "Из "Школьной антологии", вкрапленный в канву представления, воспринимавшийся мной прежде как набор милых шаржей, оказался приговором системе: одноклассники поэта, веселые и смешные, жизнерадостные мечтатели, войдя в ряды строителей социализма, моментально обезличивались и превращались в пыльных обывателей, унылых, безвольных. Талантливым и принципиальным мешали жить и работать, засовывали подальше, поглубже: держали в тюрьме Буковского, выдавили из страны Галича, Бродского, не давали петь и играть Высоцкому, Далю, довели до самоубийства Геннадия Шпаликова.

Известно, чем это кончилось, — развалом страны.

Поэтому когда во время спектакля на бурные продолжительные аплодисменты с заседания ЦК, как калька, ложатся такие же бурные аплодисменты с открытия Народного фронта, припудренные приблатненным Путинским тенорком, становится особенно жутко.

Мы снова в застое, в лицемерии, во лжи, в несвободе. Это уже не намек, это вызов реальности. И то, что господа от "культуры" Иванцов и Губанков эту реальность хотят запретить или хотя бы сокрыть ("Не выходи из комнаты, не совершай ошибку"), выдает в них персон, мягко говоря, непорядочных.

Талантливые люди в России все еще есть, принципиальных нужно искать с большой лупой. А сочетание таланта и принципов в одном человеке — явление вообще уникальное.

Зато, если уникумы — актер Алексей Девотченко, режиссер Владимир Михельсон, поэт Иосиф Бродский, писатель и правозащитник Владимир Буковский — собираются вместе, пусть и заочно, возникает, например, "Вальс на прощание" — нечто великое вневременное.

Поэтому никакие намеки, никакое давление, никакие запреты не помешают этому "Вальсу" звучать.

В финале спектакля герой произносит: "Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность".

Виталий Щигельский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter