Гарри Каспаров, лидер Объединенного гражданского фронта, сопредседатель "Солидарности":

В связке власть — общество кардинально изменилось соотношение сил. 2011 год показал, что Интернет и средства массовых коммуникаций делают невозможным существование авторитарных и тоталитарных режимов.

Фактически мы вступили в новую эпоху, когда зарвавшаяся власть встречает противодействие не только в лице организованных политических оппозиционных групп, но и в лице всего общества, способного в критические моменты к молниеносной мобилизации.

Нарастание этого тренда безусловно приведет к самым серьезным изменениям в геополитической картине мира.

Борис Немцов, сопредседатель "Солидарности":

2011 год — год заката путинизма. Главный итог этого года — пробуждение России и пробуждение человеческого достоинства в России. Я этого не ожидал и я этому очень рад.

Чего ожидать в следующем году? Я надеюсь, что Россия станет свободной. От жуликов, воров, подонков, циников и садистов.

Станислав Белковский, политолог:

Произошло политическое оформление активной части российского общества, русских образованных горожан, создавшей запрос на политические свободы, которого не было уже 12 лет.

Этот запрос вызвал и Болотную площадь и проспект Сахарова.

То что сейчас происходит можно описать как перестройку-2. Как и в перестройку-1 власть будет отвечать на это оживление половинчатыми уступками, но, как и тогда, активное большинство такие действия не успокоят.

Это приведет к смене режима.

Когда это произойдет — вопрос, но уже сейчас понятно, что ни о каком четвертом сроке Владимира Путина или о рокировках Путин — Медведев речь уже не идет.

Петр Шкуматов, координатор общества "Синих ведерок":

Главное, что обычные люди начали просыпаться.

То, что было невозможно представить себе еще два года назад, сейчас кажется совершенно нормальным.

Люди перестали быть безразличны к процессам, которые происходят в стране, и это восходящий тренд.

Я не имею в виду политику. У нас политика и общественные вещи воспринимаются раздельно. Вовлеченность людей в общественные процессы, связанные с профитом для всех будет становиться все больше.

Из Москвы она в будущем году распространится на регионы. Это будет год регионов. Они узнают, что такое Интернет, что такое Youtube, и те изменения, которые уже произошли в Москве, будут происходить и там.

Виктор Шендерович, писатель, телеведущий, журналист:

Главный итог прошедшего года совершенно очевиден для России и для всего мира.

В этом году выяснилось, что то, что казалось вечным, вечным не является.

Это было известно и раньше, но каждая страна выясняет это на себе. Может пройти сорок лет, может тридцать, двадцать, пятнадцать или двенадцать, а потом оно рушится.

А главный урок — в том, что это невозможно предсказать. Даже за несколько минут.

Лев Пономарев, лидер движения "За права человека":

Произошло пробуждение российских граждан и российских избирателей.

Нужно, чтобы общество извлекло наибольшую пользу из происходящих процессов. Власть будет пытаться раскалывать эти процессы и использовать.

Важно, чтобы общественное движение политизировалось, чтобы до 4 марта оно стало более политическим и демократическим.

Социальные процессы очень нелинейны, внутри общества накапливается энергия, и достаточно сложно предугадать когда она вырвется.

Такой взрыв произошел в Африке. То, что произошло в Африке нельзя сравнивать с тем, что произошло у нас, но там погибли тысячи людей, и я не хочу этого. Я хочу мирного процесса. Пусть это будет революция, но мирная революция.

 

Василий Иванов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter