5 февраля 2012 года Финляндия изберет нового президента. Тарья Халонен крепко держала руль власти в течение двенадцати лет. Согласно финской Конституции, больше нельзя. Два срока и точка. Варианты даже не обсуждаются.

Во второй тур президентских выборов вышли бывший министр финансов Саули Ниинисто и представитель партии "Зеленый союз" Пекка Хаависто. Для зеленых участие их представителя во втором туре выборов — знаковое событие.

Впервые за историю своего существования в Финляндии они подошли к последнему рубежу, который отделяет их от вершины политической конструкции страны.

А начали зеленые в далеком 1976 году как неформальное движение "За Хельсинки". Небольшая группа "экстремистов", задолбанных засильем машин в столице и уничтожением районов старой застройки ради новых автобанов, решили положить этому конец. Как? В том числе через участие в муниципальных выборах. Первый результат был скромен: 1,7 процента поддержали доселе невиданных зеленых.

В бурные 80-е зеленые заявили о себе проведением громких акций. Так, очень многие из тех зеленых, кто сегодня является влиятельными политическими игроками не только на финской, но и на международной сцене, помешали осушению озера Коийярви — ареала обитания огромного множества редких птиц.

Чтобы защитить озеро, зеленые разбили вокруг него лагерь и построили дамбу. За полтора года борьбы за озеро и его птиц "экстремисты" завоевали поддержку более 80 процентов населения. За эти полтора года "мирной войны" возмутителей спокойствия задерживали, отдавали под суд, они платили штрафы, они бросались под ковши экскаваторов, но их число росло, и берега озера они не покидали.

Отваживались финские "экстремисты" и на более неоднозначные акции. Не было в то время в Хельсинки молодежных клубов. Зато были пустующие хозяйственные помещения. Вот одно из них, заброшенный склад для хранения красок, и было захвачено молодежью. В него вошли, забаррикадировались изнутри и выходить отказались. Более двадцати лет в этом здании размещался клуб "Лепакко", то есть "летучая мышь". В результате всех этих шумных акций о зеленых узнали, и уже в 1980 году первый представитель от "Зеленого союза" был избран в муниципалитет Хельсинки.

Пекка Хаависто был среди тех, кто основал движение, а затем и партию. И было ему всего лишь девятнадцать. Уже тогда он опубликовал свою первую работу — методичку по проведению акций против уничтожения лесов для прокладки новых железных дорог.

За почти четверть века существования партии зеленых Пекка Хаависто был министром окружающей среды и развития, председателем европейской партии зеленых. Он работал десять лет в горячих точках — от Афганистана до Балкан, от Судана до Либерии — в качестве эксперта ООН. Исследовал катастрофическое воздействие военных операций на среду обитания людей. Однажды Хаависто заметил, что для сознательного отказника от военной службы он слишком много времени провел на минных полях.

Несмотря на заслуженное уважение к себе как к политику, прорыв Хаависто и "Зеленого союза" во второй тур голосования был для многих неожиданным.

В дискуссиях и дебатах, которыми сейчас заполнены все информационные каналы Финляндии, все чаще и чаще можно услышать о том, что страна находится в "революционной ситуации". Нет, это не означает смены власти.

Революция 2012 года в этой стране проходит на ментальном уровне. Это революция сознания.

Консерватизм против открытого взгляда на мир и свою страну — именно таким было подавляющее большинство ответов моих финских знакомых на вопрос, в чем суть этой революции. Один из финских журналистов, когда я поинтересовалась, за кого он будет голосовать на выборах, ответил: "Мой выбор между скучным, вечно мрачным банкиром, который не знает, что сейчас представляет собой мир, и открытым, креативным и умным человеком, который уже зарекомендовал себя как политик международного уровня".

Надо отметить, что дискуссии вокруг вопроса о том, кто — Ниинисто или Хаависто — принесет больше пользы стране, не ставят под сомнение, что и бывший министр финансов, и альтернативный кандидат в случае своего избрания будут работать во благо Финляндии. Но ситуация близка к той, что была в далекие 80-е. Старый город или озера исчезают ради коммерческих проектов. Сейчас Хельсинки стал одним из наиболее зеленых городов Европы. Велосипедные дорожки, парки, в центре города, на крыше огромного торгового комплекса, живет семейство огромных филинов. Чем отличается Хельсинки, в котором возникла могучая кучка экологических радикалов, и тот Хельсинки, который мы видим сейчас? Почему тогда жители города не чурались передвигаться на авто, забивая дороги, подобно тому, как московские городские артерии забиты бляшками пробок, а сейчас они предпочитают пользоваться общественным транспортом? Этого невозможно добиться никакими директивами или указами. Это стало результатом переворота сознания.

Кроме того, мне особое удовольствие доставляет наблюдение за методами, которыми пользуются официальный кандидат Ниинисто и альтернативный Хаависто для организации своих избирательных кампаний.

В случае Ниинисто все очень традиционно. Поддержка крупного бизнеса и так далее. Люди в строгих костюмах рисковать не любят. Даже если они признают достоинства Хаависто как политика, ставку на него они не сделают. Довлеющий довод: консервативное большинство финнов из глубинки, маленьких городов и хуторов никогда не проголосуют за человека, который зарегистрировал свои супружеские отношения с мужчиной, к тому же иностранцем.

31 января Пекка Хаависто вышел на сцену спортивного комплекса, в котором собрались двадцать тысяч людей на концерт в его поддержку. Он вышел вместе со своим партнером — уроженцем Эквадора Нестором Антонио Флоресом. Их встретили овациями. Пекка попросил Антонио сказать людям, что он чувствует. Речь Антонио была короткой: "Я всем благодарен за то, что вы поняли нас".

У концерта солидарности с Хаависто весьма интересная история. Абсолютно невероятная для России. Когда Хаависто неожиданно получил небывало высокое число голосов, став конкурентом Ниинисто с его огромными финансовыми ресурсами, оказалось, что у штаба Хаависто не хватает средств. А ведь до последнего тура оставалось несколько недель.

Идея собрать средства через концерт возникла в финской музыкальной среде. Этот концерт достоин занесения в книгу рекордов Гиннеса. Тринадцать ведущих групп дали согласие на участие. Одна из культовых финских групп Ultra Bra воссоединилась ради этого концерта после десятилетнего отсутствия на сцене. На подготовку мероприятия понадобилось около двух недель. Когда было открыта онлайн продажа билетов, они были раскуплены через два часа после начала.

Зал был заполнен до отказа. На концерт приехал министр иностранных дел Финляндии — член Социал-демократической партии Эркки Туоминен, поддержавший Хаависто. И во время концерта пришло сообщение, что Пааво Липпонен, в правительстве которого Хаависто был министром окружающей среды и который в этой президентской кампании был конкурентом Хаависто, уже подал свой голос за него. Обратите внимание на то, что финских музыкантов не мотивировали выплатой гонораров. Наоборот, они выступали, чтобы собрать средства для Хаависто.

Кроме такой формы сбора средств на последний этап кампании, избирательный штаб Хаависто активно использовал социальные сети. В "Фейсбуке" также создавались группы поддержки людьми, не имевшими отношения к официальному штабу Хаависто. Ни один штаб не мог бы организовать своих избирателей на то, что произошло в ночь после первого тура кампании. За одну ночь люди, не дожидаясь призывов, не зная о том, что той ночью спонтанно решили сделать тысячи по всей Финляндии, жертвовали средства для Хаависто. Более ста тысяч евро за одну ночь после убедительной поддержки Хаависто в первом туре.

Мне встретилась кампания "Откажись от бокала шампанского в пользу Хаависто". Все очень просто: бутылка "Вдовы Клико" стоит порядка сорока евро. Что важнее — воздержание в течение месяца или помощь твоему кандидату в виде перевода этих сорока евро на его счет? Кстати, информация о перечисленных суммах была абсолютно прозрачной. Списки тех, кто переводил деньги на счет штаба Хаависто, публиковались на официальном сайте.

Нет денег на рекламу, зато есть флешмобы. И к ним избирательный штаб Хаависто не имел никакого отношения. Что называется, движение из глубины общества.

Один из них состоялся на железнодорожном вокзале Хельсинки. Ничем не выделявшиеся посетители вокзала вдруг один за другим из разных концов его фойе стали исполнять "Финляндию" Сибелиуса. Эта песня — больше чем гимн. Это одна из констант финской культуры. Голос за голосом поддержка Хаависто росла. Ролик с этой акции появился в Интернете 30 января. В пятимиллионной Финляндии у него больше 180 000 просмотров.

Во флешмобе приняли участие певцы из примерно пятидесяти финских хоров. Собрались через "Фейсбук". Когда шли на вокзал, не были уверены, что придут все записавшиеся. Но некоторые пришли даже с детьми.

Сторонники Хаависто, те граждане Финляндии, которые уже проголосовали за него или отдадут за него свои голоса 5 февраля, не обольщаются. Шансы победить высоки, но не абсолютны: консерватизм и страх перед новым всегда присутствуют в обществе.

И тем не менее Финляндия уверена, что избирательная кампания Пекки Хаависто сейчас столь же важна для страны, как и бурные экологические акции, в которых участвовал Хаависто в 70-е.

Оксана Челышева

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter