Признаться, на очередное заседание Клуба политического кино я отправлялся с некоторой опаской. Аннотация фильма настораживала. Опять чернуха, свинцовые мерзости, грубые нравы и тюрьма. Однако документальный дебют молодого режиссера Дмитрия Кубасова "Таня 5-я" паче чаяния оказался вполне человечным. Кинокартина живописует нехитрое житье-бытье женщины-таксиста из подмосковного городка, которая одна растит сына. Фильм в духе "всюду жизнь". Главная героиня показана такой, как есть: простой, необразованной, по-простонародному вульгарной (мат-перемат), но отнюдь не деградировавшей. Она вызывает симпатию. Тюрьмы в фильме нет, Татьяна попала туда уже после съемок фильма.

Зато о тюрьме много говорили в ходе последовавшего за просмотром обсуждения. Главным гостем киноклуба стала журналист Ольга Романова, известная как активным участием в организации акций протеста "За честные выборы", так и тем, что много пишет на тюремную тему, что не в последнюю очередь связано с пребыванием в местах лишения свободы ее супруга, предпринимателя Алексея Козлова.

Романова, которая помимо прочего имеет отношение к гражданской организации "Русь сидящая", отметила, что героиню фильма посадили по статье "Мошенничество", которую называют "олигархической статьей". По той же самой статье, что и бедная подмосковная таксистка, сидят Ходорковский и другие. Ольга Романова рассказала, что усилиями гражданских активистов удалось собрать для Тани сумму в 100 с лишним тысяч рублей. Из тюрьмы ее этими деньгами не вызволишь, но они пойдут на компенсацию нанесенного ею ущерба, что в любом случае облегчит ее участь. Как рассказала журналистка, беда Тани усугубляется еще и тем, что она страдает редким заболеванием — коксартрозом, проще говоря, у нее гниют кости.

Правонарушение же состояло в том, что она работала водителем у мошенниц, которые под видом социальных работников наживались на доверчивости бабушек-старушек.

"Как мы видели из фильма, ее можно было взять за все в любой момент. Как это, собственно говоря, чаще всего и происходит", — сказала Ольга Романова.

Дальше начался разговор про ужасы и абсурд российской судебной и пенитенциарной систем. Про то, что посадить можно кого угодно и за что угодно. Что ежегодно десятки тысяч человек отправляются за решетку за наркотики, при этом настоящих наркодилеров среди них нет, это либо несчастные наркоманы, либо те, кому подбросили. "Если "мошенничество" еще надо хоть как-то доказывать, то тут вообще ничего не надо — "нашел", и все", — пояснила Романова.

Она сказала, что для нее героиня документального фильма символизирует всю страну: "Таня — это и есть Русь. Вот такая баба".

Режиссер Дмитрий Кубасов, в свою очередь, рассказал о судьбе сына героини, который, пока та в тюрьме, остался на попечении бабушки. А в это время в защиту его матери была собрана тысяча подписей ее знакомых и земляков.

Один из известных политзаключенных последнего времени Матвей Крылов, также известный как Скиф, провел несколько месяцев под стражей за акцию против прокурора, вынесшего неправосудный приговор активистам "Другой России" по обвинению в организации беспорядков на Манежной площади. Выступая в киноклубе, он высказался за то, что

не только правозащитники, но и политические активисты должны защищать неполитических заключенных тоже.

В этом Крылова убедил собственный и его товарищей-нацболов огромный опыт общения с заключенными СИЗО и зон. Скиф, разумеется, привел несколько примеров того, как людей, с которыми он лично познакомился, сажали не за что, для выполнения пресловутого "плана раскрываемости". Некоторые из этих случаев были абсурдными, откровенно издевательскими. Сказал много слов про отвратительные, тяжелые условия содержания в местах лишения свободы.

Все сошлись на том, что даже если человек лишен свободы за дело, это никак не предусматривает лишения его прав, пыток и издевательств над ним.

"Вопрос в том, как облегчить страдания людей здесь и сейчас, — сказал ведущий киноклуба Алексей Коленский, — не отдельно взятых людей, не точечно, а системно. В какое наиболее уязвимое место системы имеет смысл бить?"

И тут уже сошлись во мнении, что условием для изменения ситуации должна стать смена политического режима. Потому что даже введение выборности судей не гарантирует результата. "Будут фальсифицировать выборы судей так же, как выборы депутатов", — сказал кто-то.

Гостем киноклуба в этот день стал еще один активист "Другой России", супруг, возможно, самой известной сейчас политзаключенной в стране Таисии Осиповой Сергей Фомченков. Он рассказал о текущем состоянии дела Таисии, которой — в этом ее защитники не сомневаются — Центр "Э" подбросил наркотики, чтобы тем самым надавить на ее мужа-оппозиционера. Невероятно жестокий (10 лет заключения) приговор отменен. При этом по сути ничего пока не изменилось, Таисия продолжает оставаться за решеткой. Сергей уверен, что на смягчение повлияли последние изменения в политической ситуации в России, рост протестов. На вопрос же, кто "заказал" посадку его жены, он ответил, что, по его сведениям, решение принимал местный, смоленский Центр "Э", но согласовывал его со своим руководством в Москве. Мотивации у следователей в этом случае были обычные — должностные и карьерные.

Алексей Коленский высказал мысль, что тут-то и можно нащупать "мягкое место системы": "Они так любят мериться, у кого звездочек на погонах больше, у кого кресло выше и больше живот.

Если посадить за фабрикацию дела хотя бы одного прокурора или судью — это сразу же дало бы эффект".

В этом с ним согласились и Романова, и Фомченков. А другой ведущий клуба, философ Алексей Лапшин, указал также на то, что не следует забывать и о моральном давлении на представителей обвинения и суда и что в современной России есть примеры того, когда это оказывается действенным.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter