Константин Воронков "Алексей Навальный. Гроза жуликов и воров", Эксмо, 2011

Эта книжка появилась на прилавках как раз в тот оказавшийся коротким период, когда были основания называть Алексея Навального самым влиятельным политиком России, по крайней мере на улице.

Теперь, когда страсти утихли, а период протестного подъема с декабря по февраль еще ждет своего анализа и осмысления, возможно, и пришло самое время для того, чтобы обратить внимание на книгу о человеке, который во многом и поднял ту волну.

Книжка ни на что особо не претендует. Как и сам Навальный. И в этом есть своя закономерность. "Не претендует" в данном случае означает не отсутствие политических амбиций (их-то нашему герою не занимать), а то, что он ни в малейшей мере не стремится изобразить из себя что-то особенное, невероятное или даже просто яркое. Сила Навального именно в его усредненности, "нормальности".

Обычный обыватель. Именно это позволило ему чуть ли не единственному стать адекватным выразителем интересов и настроений тех самых, уже пресловутых "образованных горожан". Потому что он такой же, как они.

Детство, проведенное в советском военном городке. У миллионов детей, родившихся в СССР, но повзрослевших в России, как Навальный, было именно такое детство. Учитывая размер советской армии, в этом нет ничего удивительного.

Потом — обычный московский юрист, каких тьма. Активист не слишком перспективной политической партии в угрюмые путинские нулевые. В какой момент он превратился в того самого Навального, которому удалось нажать на те клавиши, что запускают программу "Гражданин", по которым лет десять не попадали оппозиционеры всех мастей? Ответа на этот вопрос книга не дает.

Эта работа — вполне добросовестная презентация Алексея Навального, написанная к тому же, как можно понять, одним из его сторонников. Но тщетно искать в ней объяснение феномена Навального. Однако вопрос можно переформулировать. Не почему Навальный сумел стать тем, кем он стал, а почему он у нас до сих пор чуть ли не один в своем роде? Ведь он такой нормальный, обычный, говорит и спрашивает о простых вещах.

Когда здравый смысл, требование элементарных прав и задавание простых вопросов становятся революционными — что это говорит нам о состоянии нашего общества?

Точно сказать сложно, но диагноз должен быть столь же тревожащим, сколь и странным. Между тем книга прямым текстом призывает к тому, чтобы Навальных стало больше. Буквально "делай как он". Чтобы норма победила.

Книга "Алексей Навальный" предоставлена редакции магазином "Фаланстер"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter