Историософский тезис о том, что современная Украина проходит примерно через то же самое, что и постсоветская Россия, только позже, как бы с "опозданием", "догоняя", в жанре "римейка", является не новым и весьма распространенным. Помнится, Дмитрий Быков уверенно повторял его еще во время "оранжевых" событий 2004 года. Взрывы в Днепропетровске добавили аргументов сторонникам такого взгляда.

Если Майдан-2004 стал своего рода украинским вариантом Августа-1991 в Москве, избрание Виктора Януковича — аналогом прихода к власти Владимира Путина, а "посадки" новой украинской властью оппозиционных лидеров Юлии Тимошенко и Юрия Луценко напомнили репрессии по делу "ЮКОСа", то

на третьем десятке лет независимости наши соседи "дождались" и терроризма, от которого провидение их до сих пор миловало.

Имели ли взрывы криминальное или политическое происхождение — вопрос, с определенной точки зрения, не самый главный. Пострадали случайные люди — значит это в любом случае терроризм. Чем бы это ни было, можно с большой долей уверенности прогнозировать, что новая "жесткая" украинская власть использует произошедшее для "закручивания гаек", как это исторически недавно сделала власть российская. Как это только что сделал наш общий сосед Лукашенко.

И если до последнего времени в Украине еще "доигрывали" этакие 1990-е, годы, какими они были в России (сходство эстетическое, стилистическое и, если угодно, "настроенческое" бросалось в глаза, достаточно было включить какой-нибудь из украинских телеканалов), то теперь, дорогие соседи, добро пожаловать в суровые нулевые. Со взрывами и посадками политических противников. У Украины, правда, порядок этих эпохальных событий был другим, "перетасованным": сначала аресты, а потом теракты. Но это как раз тот случай, когда речь идет только о перестановке мест слагаемых, не влияющих на итоговую сумму.

Даже бесконечная чехарда правительств и череда политических кризисов после "оранжевой революции" и до воцарения Януковича имела российский аналог с той разницей, что у нас все это "отыграли" в крайне сжатые сроки. Имеется в виду безумная свистопляска отставок правительств в течение ровно года, с августа 1998-го по август 1999-го, в финальный период президентства Ельцина.

Украинцев, которые в итоге выбрали себе свою "вертикаль власти" донецкого разлива, тоже в чем-то можно понять. Изнурительные политические баталии и скандалы, сотрясающие страну из года в год, коррупция и неэффективность бюрократии, низкий уровень жизни. В общем, "хаос, бардак, власти нет" — те самые претензии и аргументы, которые используют в России профессиональные демонизаторы и ругатели по адресу 1990-х. Нашим соседям захотелось "стабильности"…

Не могу судить, получили ли они в итоге то, что хотели, но вот

то, что к этой "стабильности" прилагалось в России, досталось теперь и им.

Сначала заключение в тюрьму как минимум второго по популярности политика в стране, а с ним и оппозиционеров калибром поменьше (Луценко тоже не последняя фигура на украинской политсцене), а теперь вот и взрывы в городах. То ли это какие-то наши общие, одни на двоих грабли, на которые они наступают вслед за нами, то ли по Украине сейчас ударил некий злой исторический рок, принесенный ветром с северо-востока.

Остается только надеяться, что полных аналогий и повторений в истории не бывает. Кто знает, может быть, Украину все-таки выручит именно тот постсоветский опыт, который отличает ее от России, который у них был, а у нас нет, например опыт мирной смены власти.

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter