26 июня в Европейском Парламенте прошли слушания о роли французской компании Vinci в реализации проекта трассы Москва-Санкт-Петербург. Слушания были организованы членами фракции Зеленых и Альянса Либералов и Демократов за Европу Сату Хасси, Вернером Шульцем, Мишель Ривази и Коринн Лепаж.

Немного предыстории. Французская компания Vinci является главным партнером российской стороны в реализации проекта. Именно французы получили все разрешительные документы на проведение работ по маршруту трассы через своих российских субподрядчиков. В данное время им является Северо-Западная концессионная компания, чей официальный сайт гордо утверждает: "Строительство головного участка скоростной автомобильной дороги Москва–Санкт-Петербург является федеральным проектом, участвующим в создании современного высокоскоростного транспортного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом". И далее набор стандартных фраз о том, что "исполнение проекта идет в полном соотвествии в самыми современными технологиями", экологической чистоте проекта и еще что-то о "ответственном бизнесе"… В целом, полная калька официальной страницы самой компании Vinci, "образца" корпоративной социальной ответственности.

Что же происходит на самом деле? 23 мая 2011 года Президентский Совет по правам человек провел специальное заседание, посвященное проблеме Химкинского леса. Кроме представителей защитников леса, в нем принимала участие и компания "Автодор" – еще один субподрядчиков Vinci. Совещание было проведено в связи с острой ситуацией в лесу, где стычки между сотрудниками и охранниками "Автодора" стали ежедневными.

Номинал главного лица государства на тот момент – президент Медведев – был прекрасно осведомлен о степени конфликта. Напомню, что он "замораживал" строительные работы в лесу почти на два года и даже почти мужественно давал указания Общественной Палате "разобраться". Однако у тех не хватило компетенции, и потому члены данного около-общественного органа ушли в тину.

Евгения Чирикова во время слушаний в Европарламенте так прокомментировала заверения бывшего российского президента: "Он нас обманул – сказал, что будут рассмотрены альтернативные проекты и проведены общественные слушания. Этого сделано не было. Альтернативные проекты были отклонены после того, как правительство Российской Федерации провело закрытое совещание с участием главного субподрядчика Vinci, компании СЗКК, которая озвучила угрозу своих европейских работодателей: в случае внесения любых измений в проект трассы французская сторона потребует пять с половиной миллиардов рублей в качестве компенсации.

Медведев сразу же "растерялся" и публично сказал: "Мы вынуждены согласиться на худший из плохих вариантов, в том числе и потому, что проект осуществляется в интересах небольшой группы очень могущественных людей".

О том, из кого состоит данная группа, с которой не мог состязаться президент Медведев, можно узнать из доклада международной правозащитной организации BankWatch. Согласно анализу, проведенному признанным независимым контролером за банковскими операциями, роль французской Vinci в проекте весьма неоднозначна.

Они не вкладывают в российский проект свои средства. Они не участвовали в его разработке. Они не передают российской стороне никаких новых технологий: доказано, что в строительных работах задействован рабский труд незаконных трудовых мигрантов, не соблюдаются условия безопасности труда, что уже привело к гибели двух рабочих при строительстве, работы ведутся в районе прокладки газовой магистрали высокого давления, на что у компании нет разрешения. И самое главное – BankWatch еще в 2010 году сумел получить информацию через свои запросы в различные страны известные как "финансовые раи" о том, в чем конкретно заключается роль Vinci.

Новая трасса Москва–Санкт-Петербург при реализации проекта будет платной. По сути она является частной трассой, реализуемой на деньги российских налогоплательщиков. Реализация проекта потенциально может стать источником огромной прибыли. Ее основным официальным получателем является Vinci. Однако BankWatch получил достоверную информацию о том, что так назыемое "общее руководство" проектом со стороны французов заключается в создании сети оффшорных компаний на Кипре или Британских Виргинских островах, куда Vinci планирует переводить прибыль. Учитывая, что BankWatch удалось установить владельца подобных компаний на Кипре, можно понять, о какой группе "влиятельных лиц" говорил президент Медведев, объясняя свою недееспособность, ибо им является Аркадий Ротенберг – бывший личный тренер Путина по дзюдо.

Информация, опубликованная в докладе BankWatch уже привела к тому, что из той части проекта автотрассы, которая связана с Химкинским лесом, вышли два европейских банка – Банк Реконструкции и Развития и Европейский Инвестиционный Банк.

На слушания в Европарлемент были приглашены и представители Vinci. Однако сначала они заявили об отсутствии интереса к обсуждаемой проблеме, а когда организаторы слушаний проявили настойчивость, в ответ они получили заявление о том, что Vinci не в состоянии послать своих представителей на столь важное мероприятие, так как у компании "нет представительского офиса в Брюсселе".

Учитывая, что дочерняя структура Vinci – ООО "СЗКК" – получила официальное разрешение на строительство трассы Москва–Санкт-Петербург в сентябре 2011 года, Vinci несет не только моральную, но и юридическую ответственность за продолжающееся насилие Химкинском лесу, включая случаи нанесения активистам серьезных телесных повреждений.

Евродепутатам довелось ознакомиться с иллюстративным материалом к тезису о неоднократных случаях серьезных телесных повреждений. Евгения Чирикова и Николай Ляскин собственноручно создали инсталляцию на основе бумажных коробок из соседнего книжного магазина, которые были соединены в обелиск выше человеческого роста. Стороны обелиска памяти были украшены изображениями Шехтмана в крови, Алексея Давыдова в крови, Михаила Бекетова без ноги и пальцев на руках. Создатели данного художественного произведения сомневались, удастся ли им презентовать свой фотодоклад депутатам. Однако ранним утром колонна была принесена во двор Европарламента, что не вызвало паники среди охраны здания. А когда ее увидели депутаты, то именно они настояли на том, чтобы данная импровизированная выставка проехала сквозь все детекторы. И весь день слушаний колонна передвигалась по зданию Европарламента. Если же вдруг создатели выбирали для нее не очень заметный уголок, то помощники депутатов лично перетаскивали галерею в главные холлы: "Это должны увидеть как можно больше людей".

Вторые экземпляры фотографий людей, подвергшихся экзекуциям, остались в кабинете ”Красного Дени" – бунтаря Парижа 1968 года, а ныне депутата Европарламента от Франции Даниэля Кон-Бендита. С ним время не было потеряно даром: поняв суть проблемы, Кон-Бендит снял трубку телефона и занялся организацией слушаний о роли Vinci в обеих палатах Парламента Франции: "Этот вопрос, в первую очередь, должны поставить сами французы. Для наших компаний должны быть одинаковые требования к ведению бизнеса как на территории Евросоюза, так и за его пределами". Такого же мнения придерживается депутат от Франции Мишель Риваси, бывший директор французского отделения Гринпис: "В случае, если в европейском законодательстве нет статьи, которая бы криминализировала подобное поведения европейского бизнеса, необходимо внести соответствущие поправки". Ее поддерживает Сату Хасси, евродепутат от Финляндии, а также депутат от Германии Ребекка Хармс – председатель фракции Зеленых в Европарламенте.

Надо сказать, что проблемы Химкинского леса нашли отклик не только у Зеленых и Либералов и Демократов за Европу. Член фракции социал-демократов – депутат от Греции Арсенис Критон – предложил включить Химкинский лес в глобальную программу защиты лесных зон, в которых до сих пор не проложены автомобильные трассы. Депутаты, представляющие фракцию Консерваторов, тоже откликнулись. В слушаниях принял участие эстонский депутат Тунне Келам, который публично выразил осуждение порочных практик европейского бизнеса, совершенно справедливо заметив, что их потворствование российского коррупции не может не расцениваться как фактор риска для Европы. Рано или поздно, но подобные дельцы не устоят перед искушением попробовать реализацию подобных схем и в Европе. На двусторонней встрече с депутатом от Испании – консерватором Хосе Салафранка – довелось услышать и слова поддержки, и опасения, а что же будет, если удастся вывести французов из проекта, а на их место придут, скажем, китайцы. Евгения Чирикова любезно объяснила господину Салафранка, что "это возможный вариант. Однако в случае выхода Vinci из проекта развалится та самая схема вывода капитала из России, которую так бережно создавали менеджеры Vinci, что будет означать утрату интереса к самой трассе".

В результате обе стороны – европейские политики и представители российского гражданского общества – пришли к следуюшим решениям:
– в Парламенте Франции будут проведены официальные слушания по проекту трассы Москва–Санкт-Петербург.
– Евродепуты подадут официальный запрос в Европейскую Комиссию как о роли Vinci в данном проекте, так и о поведении других европейских компаний в третьих странах.
– на сентябрьской сессии ПАСЕ будет организован "вызов на ковер" руководства Vinci.
– депутаты сделают свое совместное заявление по действиям Vinci.
– ситуация будет рассмотрена комитетами по законодательству, внешним сношениям Европарламента, а также комитетом по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам Европарламента.

Оксана Челышева

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter