Новый фильм журналиста Андрея Лошака и режиссера Павла Бардина "Россия. Полное затмение" заранее объявлялся в громких анонсах канала НТВ главной сенсацией минувшей телевизионной недели. Утверждалось, что авторы готовы представить на суд зрителей подлинное документальное расследование, подробно рассказывающее о том, как забугорные враги нашего Отечества стремятся уничтожить Россию.

Правда, внимательные и искушенные зрители с первых минут просмотра прекрасно поняли, что имеют дело с искусной кинематографической мистификацией.

Все экранные "ужастики", включая несуществующего православного депутата-олигарха, страшных ковров-убийц, всемогущих уколов бессмертия и даже пресловутого плана Даллеса, были просто-напросто выдуманы авторами, чтобы наглядно показать пошлость, убогость и духовную опустошенность современного российского телевидения.

Кстати, сам по себе жанр кинематографической мистификации не является чем-либо новым и необычным. Достаточно вспомнить знаменитую "Ведьму из Блэр". Авторы фильма выдумали несуществующую видеокассету, на которой любознательные студенты ценой своей жизни сумели запечатлеть проделки зловещей ведьмы. Примерно по такому же принципу построен триллер "Зло", выходящий на этой неделе на российские экраны.

Интерес в данном случае представляет тот факт, что документальное разоблачение было показано именно на канале НТВ, который, как известно, именно пошлость и отсутствие духовности сделал фактически своей визитной карточкой. Причем автором фильма являлся журналист, уже не работающий на канале и покинувший его, судя по слухам, как раз в связи с несогласием с обозначенной выше репертуарной политикой.

Более того, как рассказал в интервью сам Андрей Лошак, руководитель НТВ Владимир Кулистиков высоко оценил качество фильма (по сути, разоблачающего, напомним, его собственный канал) и даже предложил авторам сделать его продолжение.

Это очень тревожный симптом. Федеральным каналам ранее не была свойственна подобная "толерантность". Тут возможно несколько вариантов объяснения этой странной ситуации.

Во-первых, совсем даже не исключено, что власть, покровительствующая "зомбирующему" телевидению, полагает свое положение столь устойчивым, что уже в упор не видит "несогласных" с ее курсом и высокомерно не обращает внимания на сатиру, пусть даже язвительную и талантливую. Такое вполне возможно, ибо власть в последние годы уверенно демонстрировала свою невменяемость и неспособность адекватно оценивать ситуацию.

Но возможно и другое объяснение.

Не исключено, что телевизионные продюсеры (и стоящие за ними властители) полагают, что российские зрители в массе своей уже настолько "зомбированы", что просто не оценят иронии Лошака и Бардина.

Зритель, особенно из глубинки, вполне даже может принять все показанное в фильме "Россия. Полное затмение" за чистую монету.

К сожалению, придется признать, что такое допущение имеет под собой все основания. Действительно, по моему мнению, значительная часть зрителей вряд ли окажутся в состоянии отличить мистификацию от топорных и бездарных программ, которые эта мистификация пародирует. Хотя бы потому, что предлагаемые Андреем Лошаком темы сюжетов близки и понятны большинству условной среднестатистической аудитории. Только отдельные рафинированные интеллектуалы смогут оценить откровенную издевку авторов. Для остальных показанное в фильме является лишь продолжением остальных передач канала НТВ.

Большинство таких зрителей искренне верит в существование могущественных православных олигархов, способных нательными крестами останавливать пули наемных убийц, в смертоносные ковры, поставляемые в Россию коварными восточными интриганами, в целительные уколы, дарующие бессмертие сильным мира сего.

Я не говорю уже о тезисе про засилье евреев в органах власти и средствах массовой информации. "Зомбированный" массовый зритель твердо считает его аксиомой, не требующей никаких доказательств.

Даже последняя серия фильма Лошака, где авторы откровенно высмеивают уже само телевидение с его нездоровой страстью к мистике, многими может восприниматься вполне серьезно.

Косвенным доказательством этого может служить хотя бы один забавный факт. Как водится, демонстрация фильма периодически прерывалась рекламными вставками. В одной из таких вставок были показаны в качестве анонса кадры из предстоящей программы под говорящим названием "Крестоповал". Получилось так, что "стыковка" основного фильма и рекламной вставки прошла в этом случае совершенно незамеченной. Даже искушенный зритель вряд ли почувствовал разницу между выдуманным "ужастиком" Лошака и документальным сюжетом его коллег с канала НТВ.

Если так, то дело обстоит совсем скверно. В этом случае ироничный "репортаж из преисподней" Лошака и Бардина вполне может достичь обратного эффекта. Сотворенное авторами "лыко" точно ляжет в "строку" информационной политики канала.

Никакого разоблачения тогда не произойдет и "зомбирование" зрителей от этого только усилится. Юмор и сатира окажутся бессильными.

Запрограммированное разложение разума зрителей уверенно переходит в следующую стадию.

Похоже, уже в одну из последних.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter