Василий Авченко "Глобус Владивостока (комментарии к ненаписанному роману)", Ad Marginem, 2012

После беллетризованной фантазии на тему независимости Приморья "Владивосток-3000" Василий Авченко написал эту книжечку-глоссарий, где он продолжает литературные упражнения на тему своеобычности и экзотической привлекательности российского Дальнего Востока.

И если научно-фантастическая беллетристика "Владивостока 3000" была настоящим гимном самого натурального приморского сепаратизма, то

"Глобус Владивостока" мог бы пройти по разряду занимательного краеведения, сборника достопримечательностей и городских легенд или издания для привлечения туристов.

Из этой книжки читатель узнает, что гребешок — это самое вкусное лакомство среди морепродуктов, что Даллас — это приморский Дальнегорск, где в 1986 году упало НЛО. Что Зеленый угол, или "Зеленка", — это по-прежнему крупнейший в России рынок подержанных японских автомобилей, одно из самых важных и в экономическом, и в символическом отношениях мест постсоветского Владивостока и Приморья. Что змееголов — это водящаяся в водоемах края речная рыба, которая может сутки обходиться без воды, а соседний со столицей российского Дальнего Востока китайский город носит название Муданцзянь. Что Сомерсет Моэм был во Владивостоке проездом в качестве британского шпиона, а из экзотического контрабандного алкоголя здесь пьют китайскую водку с маринованными в ней змеями и дешевый японский виски "Никка".

"Глобус" стал уже третьей книгой владивостокского журналиста Василия Авченко после серьезного документально-публицистического "Правого руля" и написанного в соавторстве с земляком-суперзвездой Ильей Лагутенко фантазии на тему существующей в параллельном измерении независимой Дальневосточной Республики "Владивостока-3000".

Нет, эти три вещи никак не назовешь трилогией. Но именно за счет того, что произведения так не похожи одно на другое, они и составляют своеобразное единство трех разных точек зрения на такой предмет, как региональное своеобразие, оригинальность и самобытность самого отдаленного из регионов России и его главного города. От открывшего тему и этим важного публицистического "Руля", который впервые артикулировал претензии российской "окраины" к пресловутому и вездесущему "Центру", через утопию а-ля "Остров Крым" о независимости Приморья от современной России со всеми ее пороками и поборами и до невинного в этом смысле "Глобуса", который просто, кратко и ярко перечисляет, что есть в городе и крае интересного.

Этот словарик можно счесть частью регионализма, но не в политическом, а в культурном смысле.

Именно такого, занимательного, неформального, со специфическими местными "фишками" и "приколами" краеведения не хватает нынешней "федерации",

в которой чудовищно гипертрофированный имперский централизм не укрепляет, а наоборот, разрушает связи между регионами, а всю местную специфику (это, впрочем, не касается национальных республик в составе РФ) стремится выхолостить до пустой официозной декорации и набора нехитрых штампов (брендов): Рязанская область — Есенин, Тульская — Толстой и оружие, Ивановская — текстиль и "невесты"...

У каждого из регионов России мог бы быть свой "глобус", который бы напомнил его жителям, что земля, на которой они живут может быть интересной и привлекательной. Любой территории нашлось бы что предъявить, как Владивосток, по Авченко, манит читателя романтикой портового города, морскими деликатесами, китайско-японской экзотикой приграничной территории и культурным своеобразием колониального города, русского Гонконга, Амстердама, французского Бреста или Марселя.

Книга "Глобус Владивостока" предоставлена редакции магазином "Фаланстер"

Антон Семикин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter