Телевидение нынче стало смотреть неинтересно. Совсем. С первых же кадров становится ясно, кто и сколько заплатил авторам за их нарочитый гнев и ложный пафос, а где был использован административный ресурс или прямое давление "сверху".

Гораздо интереснее попробовать пристальнее взглянуть на то, что привело к такому положению дел, то есть, если говорить прямо, к полнейшей деградации и нравственному падению отдельных представителей некогда уважаемого профессионального сообщества журналистов. Поверьте, результат этих наблюдений может оказаться весьма интересным.

Для начала расскажу одну любопытную историю.

С 1897 года в центре Новониколаевска (ныне — Новосибирска) возвышалось величественное здание храма, воздвигнутого в честь оберегателя и защитника земли Русской, святого благоверного и великого князя Александра Невского. Это было одно из первых каменных зданий города, и долгие годы являлось его несомненным украшением.

Строился храм Александра Невского в память императора Александра III, основателя Великого сибирского пути. Поэтому строительству собора императорский двор придавал особое значение. Стройку возглавил инженер-путеец Николай Михайлович Тихомиров, строитель последнего пролета моста для Транссиба.

В 1899 году церковь была построена и освящена.

А в 1938 году по постановлению новой власти храм был закрыт. С него были сняты колокола, кресты, снесена колокольня.

В тридцатые годы трижды делались попытки взорвать собор. Все они закончились неудачей — здание храма не получило ни единой трещинки. После чего власти решили использовать доставшееся им даром народное достояние по своему усмотрению. В 1957 году в бывшем соборе разместилась Западно-Сибирская студия кинохроники.

Чтобы быть абсолютно достоверным, приведу дословную цитату с христианского сайта "Образование и православие".

После передачи храма кинематографистам "внутри собора учинили полный произвол! Чтобы соорудить второй этаж, огромными швеллерами прошили насквозь стены собора, настелили пол. Из купола сделали комнату и, наконец, добрались до росписей собора, выполненных томскими иконописцами мастерской И. А. Панкрышева. Росписи соскоблили, замазали толстым слоем краски. Клиросная лестница вела теперь в зал для просмотра киноматериалов.

На первом этаже разместились администрация и киноархив.

Мрачное зрелище являл собой внешний вид храма: купол без креста, выкрашенный зеленой краской, которая от времени местами облезла; грязные, давно не мытые окна, деревянный забор вокруг храма".

На языке православного христианина это означало, что собор был осквернен, причем осквернен самым циничным образом.

Автор этих строк был свидетелем надругательства над совестью и душой русского народа. Мне, воспитанному в православных традициях, больно и горько было видеть, как в прекраснейшем храме ежедневно устраивают "сатанинские пляски" создатели документальной кинолетописи "социалистической Сибири". Наблюдал я это воочию, поскольку в те годы временно жить поблизости, на улице Спартака, сразу за знаменитым в советские годы "стоквартирным" домом. Те, кто знаком с Новосибирском, сразу поймут, о чем идет речь.

Осталось добавить только одно. В семидесятые годы прошлого столетия директорский кабинет в бывшей алтарной части храма занимала руководитель студии, видный советский кинодокументалист Алевтина Мамонтова.

Алевтина Михайловна вместе с мужем, кинооператором Виктором Гавриловичем Мамонтовым, являлись тогда известными фигурами в отечественном документальном кинематографе. Эту пару в Новосибирске за глаза шутливо называли "Мамонт и Папонт". Они специализировались на создании парадных "фильмов-открыток", повествующих в принятой тогда бравурной манере об успехах сибирских городов на пути "социалистического строительства", в том числе в деле построения свободного от религиозных предрассудков общества.

Есть все основания полагать, что частым гостем в оскверненном алтаре тогда был юный Аркадий Мамонтов, сын и будущий продолжатель дела Мамонтовых-старших.

В кинематографической среде его ласково называли Мамонтенком. Старшие товарищи не сомневались, что он успешно пойдет по пути своих вельможных родителей.

Наверное, излишне напоминать, что ныне журналист Аркадий Мамонтов является официальным "правоверным христианином" и "хранителем основ православия". О том, что его детство и юность прошли в окружении поруганных святынь, он, видимо, старается не вспоминать.

Здесь нужно сразу же обозначить принципиальную позицию автора.

Мы категорически не намерены, в отличие от брызжущих ядовитой слюной сторонников Аркадия Мамонтова, навешивать ярлыки и осуждать без разбора всех, работавших на ниве "идеологического фронта" в годы советской власти.

Время было действительно сложное. Очень часто для реализации своих способностей, в том числе способностей незаурядных, приходилось идти на сделку с собственной совестью, говорить, писать и снимать не то, что хотелось художнику, а то, что требовали обстоятельства вместе с "партией и правительством". Приходилось также в процессе творческой деятельности вынужденно пользоваться имуществом, незаконно изъятым у религиозных организаций.

Осуждать это трудно. Хотя

известны случаи, в том числе в среде известных кинематографистов, когда художники даже под угрозой увольнения категорически отказывались работать в оскверненных храмах, где в советское время размещались киностудии.

Имеются в виду, в частности, помещения киностудий "Союзмультфильм" на Долгоруковской улице (бывший храм Николая Чудотворца в Новой Слободе) и в Спасопесковском переулке (бывшая церковь Спаса Преображения на Песках), Центральной студии документальных фильмов в Лиховом переулке (бывший храм Святого Равноапостольного князя Владимира и Московский епархиальный дом).

Скажу откровенно, таких примеров было немного. Но они были.

Что же касается всех остальных, тех, кто был прямо или косвенно, пусть и по долгу службы, причастен к осквернению основ русской духовности, то людскому суду они формально неподсудны. Тем более что, как уже говорилось выше, тяжкий грех лежит на всем обществе.

Но элементарные нормы морали настоятельно рекомендуют им и их близким родственникам вести себя, скажем мягко, более скромно, во всяком случае не выступать публично в качестве записных "защитников христианства".

Церковные каноны в таких случаях вообще предусматривают иногда публичное покаяние. Строгие ревнители традиций даже запрещают "кощунникам" навсегда выступать от имени церкви и в ее защиту. Хотя формально такого запрета нет, но многие клирики и миряне склонны поддерживать подобные ограничения.

Однако о публичном покаянии журналиста Аркадия Мамонтова вроде бы ничего не слышно. Напротив. По некоторым сведениям, во время учебы в Московском университете он успешно сдал курс "научного атеизма" и числился в убежденных сторонниках научного обустройства Вселенной.

Каким же образом произошло чудесное превращение сибирского паренька из номенклатурной советской семьи, что удобно обосновалась в поруганном храме, в "принципиального христианина и хранителя духовных традиций народа"?

Не сыграло ли тут роль изменение исторической конъюнктуры, в результате чего стало морально и материально выгодным предать уже советские принципы и идеалы, одновременно возлюбив Бога и новую власть?

Думается, ответ здесь очевиден.

Любопытно, что ярый защитник православия смолчал, когда недавно его коллеги-кинематографисты подняли совершенно неприличный вой по поводу возвращения Патриархии здания в Лиховом переулке, где, как уже говорилось, с 1927 года размещалась Центральная студия документальных фильмов. Видимо, неспроста, поскольку студия являлась, в частности, и официальным рупором государственной пропаганды. В этом случае "Мамонтов-государственник" взял верх над "Мамонтовым-христианином". То есть в извечном споре между "православным крестом" и советской "красной звездой" в принципиальных вопросах Мамонтов выбирает "красную звезду". Что наглядно показывает истинную цену его "православного" мировоззрения.

Кстати, автор этих строк считает данные символы взаимоисключающими. Именно по этой причине он всегда и безусловно выбирает первый из них.

Впрочем, это его сугубо личное мнение.

Добавим в заключение один маленький штрих к общей картине. В воскресной программе "Слово пастыря" на Первом канале патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Русская православная церковь готова сотрудничать с любой властью, поскольку "несет ответственность за нравственное состояние своего народа, за поддержание духовной и материальной культуры". Он напомнил, что

Церковь не уклонялась от сотрудничества с властью даже в советское время и "она не сойдет с этого пути и сегодня, какая бы власть ни была в России, потому что Церковь не является оппозиционной силой".

Как-то неловко даже в этой связи напоминать Святейшему (равно как и "государственнику" Аркадию Мамонтову), что в 1918 году святейший патриарх Тихон предал анафеме советскую власть, ее пособников и сторонников. Он призвал православных христиан к сопротивлению "богопротивной" власти. Это послание было тогда полностью одобрено Поместным собором.

Показательным и важным является тот факт, что оно не отменено до сих пор.

Следовательно, церковное проклятье поныне распространяется на тех, кто искренне и преданно сотрудничал с советской властью все годы ее господства и не принес за это потом публичного покаяния. То есть распространяется и на героев нашего сегодняшнего разговора.

Полагаю, что из сказанного становится предельно ясно, кто же является подлинными "кощунниками" и предателями интересов русского народа. Их ждет скорый и справедливый суд не мифических "либеральных моллюсков", а настоящих русских православных христиан.

Что же касается родной земли, то, полагаю, она уже сейчас горит у них под ногами.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter